Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

09.09.2011
ВОПРОС:
еобходимо ли организации запрашивать сертификат с апостилем у контрагентов, имеющих постоянное местонахождение в США, в целях применения ст. 312 НК РФ?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Документ, подтверждающий постоянное местопребывание (резидентство) иностранных организаций, который выдан уполномоченным органом США, не требует апостилирования.

Обоснование вывода:

В соответствии с п. 1 ст. 312 НК РФ при применении положений международных договоров РФ иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым РФ имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае, если данное подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык.

Налоговым кодексом РФ не установлена обязательная форма документа, подтверждающего постоянное местопребывание в иностранном государстве.

Представители Минфина России и налоговых органов в данном случае рекомендуют руководствоваться п. 5.3 раздела II Методических рекомендаций по применению отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций (далее - Методические рекомендации), утвержденных приказом МНС России от 28.03.2003 N БГ-3-23/150, в котором даны разъяснения о форме и порядке оформления и представления таких документов (письма Минфина России от 21.07.2009 N 03-08-05, УФНС России по г. Москве от 21.04.2009 N 16-15/038742, от 23.01.2009 N 19-12/004951, от 17.12.2007 N 20-12/121031, от 14.12.2007 N 20-12/119677, от 21.03.2007 N 20-08/025550@).

В частности, в п. 5.3 раздела II Методических рекомендаций разъяснено, что такими документами могут являться справки по форме, установленной внутренним законодательством этого иностранного государства, а также справки в произвольной форме. Указанные справки рассматриваются как подтверждающие постоянное местопребывание иностранной организации в случае, если в них содержится следующая или аналогичная по смыслу формулировка:

"Подтверждается, что организация ... (наименование организации) ... является (являлась) в течение ... (указывается период) ... лицом с постоянным местопребыванием в ... (указывается государство) ... в смысле Соглашения (указывается наименование международного договора) между Российской Федерацией/СССР и (указывается иностранное государство)".

Поскольку постоянное местопребывание в иностранных государствах определяется на основе различных критериев, соответствие которым устанавливается на момент обращения за получением необходимого документа, в выдаваемом документе должен быть указан конкретный период (календарный год), в отношении которого подтверждается постоянное местопребывание. При этом указанный период должен соответствовать тому периоду, за который причитаются выплачиваемые иностранной организации доходы.

Налоговому агенту представляется только одно подтверждение постоянного местонахождения иностранной организации за каждый календарный год выплаты доходов независимо от количества и регулярности таких выплат, видов выплачиваемых доходов и т.п.

В документах, подтверждающих постоянное местопребывание, проставляется печать (штамп) компетентного (или уполномоченного им) в смысле соответствующего соглашения об избежании двойного налогообложения органа иностранного государства и подпись уполномоченного должностного лица этого органа. Указанные документы подлежат легализации в установленном порядке, либо на таких документах должен быть проставлен апостиль. Предоставление налоговому агенту вышеперечисленных документов допускается не в оригинале, а в нотариально заверенных копиях таких документов.

О необходимости проставления апостиля отметим следующее.

В соответствии с Гаагской Конвенцией от 05.10.1961 (далее - Конвенция), отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, проставление апостиля - формальная процедура удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и в надлежащем случае подлинности печати и штампа, которыми скреплен этот документ.

В силу ст. 3 Конвенции проставление апостиля может быть единственной формальностью по удостоверению подлинности перечисленных выше сведений. При этом проставление апостиля не может быть потребовано, если законы, правила или обычаи, действующие в государстве, в котором представлен документ, либо договоренность между двумя или несколькими договаривающимися государствами отменяют или упрощают данную процедуру или освобождают документ от легализации.

В рамках ст. 3 Конвенции Минфин России, в том числе в лице его уполномоченного представителя (ФНС), на взаимной основе согласовал с компетентными органами (их уполномоченными представителями) ряда иностранных государств процедуру принятия официальных сертификатов, подтверждающих постоянное местопребывание (резидентство), без легализации или апостилирования. В частности, письмом ФНС России от 12.05.2005 N 26-2-08/5988 сообщен Список иностранных государств, с которыми достигнуты взаимные договоренности о принятии без апостиля или консульской легализации документов, подтверждающих резидентство, в который в том числе входят Соединенные Штаты Америки.

Таким образом, документ, подтверждающий постоянное местопребывание иностранной организации - резидента США и служащий основанием для применения положений ст. 312 НК РФ, а также Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 17.06.1992, при налогообложении доходов такой иностранной организации у источника выплаты в Российской Федерации может быть представлен налоговому агенту без проставления на нем апостиля.

Аналогичный вывод представлен в письмах Минфина России от 25.08.2006 N 03-03-04/4/141, от 05.10.2004 N 03-08-07, УФНС России по г. Москве от 21.12.2010 N 16-15/133937@, от 25.11.2008 N 19-12/109890.

В США компетентным органом является Министр финансов или его уполномоченный представитель (п. 1 ст. 3 Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (Вашингтон, 17.06.1992)).

Компетентным органом США, уполномоченным подтверждать постоянное местонахождение резидентов США, является Департамент казначейства Службы внутренних доходов США, расположенный в городе Филадельфия (Department of Treasury, Internal Revenue Service, Philadelphia, PA 19255). В этой связи налоговым органам Российской Федерации даны указания принимать и использовать подтверждения резидентства налогоплательщиков, являющихся таковыми по законодательству США, выданные отделениями Службы внутренних доходов США по форме 6166 без апостиля и консульской легализации (письмо Госналогслужбы России от 11.02.1997 N ВЕ-6-06/119, письмо ФНС России от 12.05.2005 N 26-2-08/5988, письмо Минфина России от 22.02.2007 N 03-08-05, определение ВАС РФ от 17.06.2011 N ВАС-5317/11).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Степовая Яна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга

Все консультации данной рубрики