Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

31.03.2014
ВОПРОС:
Может ли муниципальное дошкольное образовательное учреждение оплачивать за счет средств, поступивших за присмотр и уход за детьми, услуги бухгалтерии, осуществляющей бухгалтерское обслуживание средств, поступивших за присмотр и уход за детьми?
ОТВЕТ:

В случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания бюджетное учреждение вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом (п. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ)).

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 23 и ч. 1 ст. 65 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) следует, что в рамках основной деятельности дошкольные образовательные организации осуществляют два вида деятельности:

- образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования;

- присмотр и уход за детьми.

При этом учредитель учреждения вправе за присмотр и уход за ребенком установить плату, взимаемую с родителей, и ее размер (ч. 2 ст. 65 Закона N 273-ФЗ).

Таким образом, родительская плата может квалифицироваться в качестве средств, полученных от физических лиц при осуществлении образовательным учреждением приносящего доход основного вида деятельности.

Согласно п. 3 ст. 298 ГК РФ доходы от приносящей доход деятельности поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения. Поэтому муниципальное дошкольное образовательное учреждение может оплачивать за счет средств, поступивших за присмотр и уход за детьми, услуги бухгалтерии, осуществляющей бухгалтерское обслуживание средств, поступивших за присмотр и уход за детьми. Возможность расходования средств, полученных от родительской платы, на услуги бухгалтерии не связана с тем, включены ли в расчет родительской платы эти услуги.

Тем не менее необходимо учитывать следующее. Согласно п. 10 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н, при составлении планов финансово-хозяйственной деятельности (планов ФХД) родительская плата учитывается в составе поступлений от оказания учреждением услуг, относящихся в соответствии с уставом учреждения к его основным видам деятельности, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе, а также поступлений от иной приносящей доход деятельности. Также планом ФХД учитываются планируемые объемы выплат за счет указанных поступлений (письмо Минфина России от 26.11.2013 N 02-01-007/51169). Таким образом, План ФХД является документом, определяющим направления использования бюджетным учреждением средств, полученных от приносящей доход деятельности. Следовательно, осуществление расходов за счет этих средств возможно в соответствии с утвержденным планом ФХД.

К сведению:

В Законе N 273-ФЗ (ч. 4 ст. 65) оговариваются лишь два вида расходов, включение которых в родительскую плату не допускается:

- расходы на реализацию образовательной программы дошкольного образования;

- расходы на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования.

Методические рекомендации по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования (далее - Методические рекомендации), направленные письмом Министерства образования и науки РФ от 01.10.2013 N 08-1408, содержат разъяснения о том, что в субъектах РФ и муниципальных образований рекомендуется принятие комплекса нормативных правовых актов, определяющих порядок расчетов объемов требуемого финансового обеспечения не только реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, но и создания условий для присмотра и ухода, а также установления компенсации части родительской платы для отдельных категорий родителей (законных представителей).

Также в Методических рекомендациях отмечается, что разработка методики расчета размера родительской платы за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в образовательных организациях, является задачей учредителя. Представленная Методика расчета нормативов затрат на присмотр и уход за детьми в образовательных организациях носит рекомендательный характер и не содержит четких требований по составу затрат на оказание услуги по присмотру и уходу за детьми, что подтверждается анализом уже принятых рядом публично-правовых образований методик расчетов родительской платы, взимаемой с родителей за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных учреждениях.

Смотрите, например:

1) решение Железногорской городской Думы Курской области от 20.02.2014 N 206-5-РД "О плате, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях города Железногорска, осуществляющих образовательную деятельность";

2) постановление Администрации города Бердска Новосибирской области от 21.01.2014 N 165 "Об установлении платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими программы дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях города Бердска";

3) постановление Мэрии города Магадана от 31.12.2013 N 5688 "Об утверждении Методики расчета родительской платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях муниципального образования "Город Магадан", реализующих образовательные программы дошкольного образования";

4) решение Майминского районного Совета депутатов Республики Алтай от 22.11.2013 N 3-05 "Об утверждении Положения о порядке определения размера родительской платы за содержание детей (присмотр и уход) в дошкольных образовательных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования муниципального образования "Майминский район".

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

советник государственной гражданской службы Московской области 1 класса Левина Ольга

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

кандидат юридических наук Кузьмина Анна

14 марта 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики