Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

03.04.2014
ВОПРОС:
Учреждению нужно закупить продукты питания для нужд образовательных учреждений (обеспечение учеников продуктами во время походов, экспедиций). Каким способом закупки можно воспользоваться?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

В приведенной ситуации необходимо проведение конкурса с ограниченным участием.

 

Обоснование позиции:

Прежде всего напомним, что Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) вступил в силу лишь с 1 января 2014 года (ч. 1 ст. 114 этого Закона). Поэтому правоприменительная практика по нему на сегодняшний день почти отсутствует. Соответственно, мы можем высказать только своё экспертное мнение по толкованию норм этого Закона.

Согласно ч. 1 ст. 24 Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом ч. 2 ст. 48 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона N 44-ФЗ.

Так, в силу ч. 2 ст. 56 Закона N 44-ФЗ, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, выбор контрагента должен осуществляться путем проведения конкурса с ограниченным участием. Перечень случаев отнесения товаров, работ, услуг к таковым (далее - Перечень) утвержден постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1089. В него включены, в частности, оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, нетиповых образовательных учреждений высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности, образовательных учреждений дополнительного образования детей и других организаций, осуществляющих образовательный процесс для детей, медицинских организаций, учреждений социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления (п. 5 Перечня). Как видим, в п. 5 Перечня говорится и об оказании услуг общественного питания, и о поставке пищевых продуктов для нужд указанных в нем организаций (учреждений), при этом конкретная цель приобретения пищевых продуктов значения не имеет.

Отметим, что ч. 2 ст. 56 Закона N 44-ФЗ не предусматривает возможности использования иных (кроме конкурса с ограниченным участием) способов закупки для приобретения товаров (работ, услуг), включенных в Перечень (в отличие, например, от ч. 2 ст. 59 Закона N 44-ФЗ, которая для осуществления закупки упомянутых в ней товаров (работ, услуг) допускает проводить либо электронный аукцион, либо, при наличии соответствующих оснований, запрос котировок, запрос предложений, закупку у единственного контрагента). Иными словами, буквально следуя требованиям ч. 2 ст. 56 Закона N 44-ФЗ и п. 5 Перечня, для определения поставщика продуктов питания в приведенной ситуации следует проводить конкурс с ограниченным участием. На это указано и в ряде официальных разъяснений (смотрите, например, письмо Государственной инспекции по контролю в сфере закупок Камчатского края, с которым можно ознакомиться по ссылке: http://www.kamchatka.gov.ru/print.php?cont=oiv_din&mcont=585&m%20=0&id=19 5&news_id=28841).

Частью 3 ст. 33 Закона N 44-ФЗ установлен "общий" запрет на включение в документацию о закупке требований к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы. Товары же (работы, услуги), включенные в Перечень, как видно из ч. 2 ст. 56 Закона N 44-ФЗ, могут быть предложены только поставщиками (подрядчиками, исполнителями), имеющими необходимый уровень квалификации. Именно поэтому согласно ч. 1 ст. 56 Закона N 44-ФЗ к участникам конкурса с ограниченным участием предъявляются единые требования и дополнительные требования, а победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор. Положения Закона N 44-ФЗ об иных способах закупки не дают возможности проведения такого предквалификационного отбора. С учетом наличия в Законе N 44-ФЗ "общего" запрета на установление требований к квалификации участника закупки это делает невозможным применение в приведенной ситуации любых иных способов закупки*(1).

Приведенные выше аргументы могут представляться не вполне логичными применительно к закупке у единственного контрагента по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 93 или п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Действительно, в подобных ситуациях заказчик не лишен возможности отобрать контрагента, соответствующего требованиям, установленным для конкурса с ограниченным участием, хотя бы и не в рамках процедуры, предусмотренной ст. 56 Закона N 44-ФЗ. Тем более что в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 93 Закона N 44-ФЗ при закупке у единственного поставщика заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения контрагента. Представляется, что в такой ситуации требования ч. 3 ст. 33 Закона N 44-ФЗ не будут нарушены.

На принципиальную возможность приобретения ряда товаров (работ, услуг), включенных в Перечень, без проведения конкурса с ограниченным участием указано в разъяснениях Министерства экономического развития РФ и Федеральной антимонопольной службы от 21.02.2014 N 3422-ЕЕ/Д28и, АЦ/6139/14. Однако, как нам представляется, изложенное в приведенных разъяснениях мнение не может быть распространено на случаи приобретения продуктов питания.

С учетом формулировок приведенных выше норм Закона N 44-ФЗ мы не можем однозначно утверждать, что использование в данном случае иных способов закупки, нежели конкурса с ограниченным участием, не будет расценено как правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ.

Официальных разъяснений и правоприменительной практики, непосредственно относящихся к заданному вопросу, нам найти не удалось. В связи с этим до появления единообразной практики по нему либо до внесения соответствующих поправок в Закон N 44-ФЗ определение поставщика в приведенной ситуации мы считаем целесообразным исключительно путем проведения конкурса с ограниченным участием.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Верхова Надежда

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Александров Алексей

17 марта 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

 


*(1) Сказанное косвенно подтверждается положениями примечания *(1) и *(2) к "аукционному" перечню, утвержденному распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 N 2019-р. Как видно из этих примечаний, в перечень не включены товары, работы, услуги, при закупке которых заказчик вправе проводить конкурс с ограниченным участием и двухэтапный конкурс в соответствии с ч. 2 ст. 56 Закона N 44-ФЗ, в том числе пищевые продукты и услуги общественного питания для указанных Вами субъектов.

Все консультации данной рубрики