Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

07.09.2011
ВОПРОС:
Организация (общий режим налогообложения) планирует продать основное средство (объект недвижимости) другой организации с наценкой 5% к остаточной стоимости с НДС. В обеих организациях - один учредитель. Возможно ли установление такой цены? Какие налоговые последствия могут возникнуть от данной сделки? Как быть с продажей полностью амортизированных основных средств? Нужна ли оценка рыночной стоимости?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Продавец и покупатель вправе самостоятельно устанавливать цену реализации имущества. В целях налогообложения будет приниматься цена основного средства, указанная сторонами сделки в договоре купли-продажи. Цена, указанная в договоре, должна соответствовать уровню рыночных цен.

Обязательное привлечение независимого оценщика в рассматриваемой ситуации действующим законодательством не предусмотрено.

Налоговый орган вправе проверить соответствие цен рыночным только в случаях, перечисленных в п. 2 ст. 40 НК РФ.

В случае проверки при выявлении занижения цен, установленных в договорах купли-продажи, по сравнению с рыночными, проверяющие доначислят организации-продавцу с разницы сумму налога, штраф и пени.

При обжаловании организацией в суде принятого налоговым органом решения налоговый орган должен будет доказать правомерность принятого им решения.

Обоснование вывода:

Реализация основного средства оформляется договором купли-продажи. В соответствии со ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора, его условия определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, за исключением случаев, когда применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (ст. 424 ГК РФ).

В рассматриваемом случае организация намерена продать основное средство, регулирование цен на которое законодательством не предусмотрено. Следовательно, цена продажи может быть определена по соглашению сторон договора купли-продажи.

В соответствии с п. 1 ст. 40 НК РФ для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

Другими словами, ст. 40 НК РФ установлена презумпция соответствия договорной цены уровню рыночных цен (п. 3 постановления пленума Верховного суда РФ и Пленума ВАС РФ "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" от 11.06.1999 N 41/9).

Эта позиция подтверждается многочисленной арбитражной практикой (определение ВАС РФ от 25.08.2008 N 10815/08, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 27.05.2010 N А29-9937/2009, ФАС Волго-Вятского округа от 08.06.2010 N А38-6260/2009, от 18.08.2010 N А79-12687/2009 и другие).

Следует иметь в виду, что налоговые органы при контроле за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях:
* между взаимозависимыми лицами;
* по товарообменным (бартерным) операциям;
* при совершении внешнеторговых сделок;
* при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода (п. 2 ст. 40 НК РФ).

Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения согласно ст. 20 НК РФ признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:
* одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации и суммарная доля такого участия составляет более 20% (доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей, непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой);
* одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
* лица состоят в соответствии с семейным законодательством РФ в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

Суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным п. 1 ст. 20 НК РФ, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг) (п. 2 ст. 20 НК РФ).

Пунктом 3 ст. 40 НК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 40 НК РФ, когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пеней, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.

В соответствии с п. 4 ст. 40 НК РФ рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

Порядок применения ст. 40 НК РФ разъяснен письмом Минфина России от 01.04.2008 N 03-02-07/1-136, в котором отмечается, что при определении соответствия цены договора рыночной цене необходимо соблюдать установленную ст. 40 НК РФ очередность использования методов:
* на основе сопоставимых рыночных цен идентичных (однородных) товаров, работ, услуг;
* метод цены последующей реализации;
* затратный метод.

Также в указанном письме специалисты финансового ведомства отмечают, что для целей налогового учета рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных п.п. 4-11 ст. 40 НК РФ. При определении рыночных цен принимаются во внимание сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Сделки между взаимозависимыми лицами могут приниматься во внимание только в тех случаях, когда взаимозависимость этих лиц не повлияла на результаты таких сделок.

При определении рыночных цен товара (работы, услуги) используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары (работы, услуги), биржевых котировках. Кроме того, учитывается информация о заключенных на момент реализации этого товара (работы, услуги) сделках с идентичными (однородными) товарами (работами, услугами) в сопоставимых условиях.

При определении рыночных цен может быть использована информация о ценах, опубликованная в официальных изданиях уполномоченных органов, в том числе органов статистики и ценообразования. Такой же позиции придерживается Минфин России в своих письмах от 31.12.2009 N 03-02-08/95, от 01.08.2008 N 03-02-07/1-333.

Аналогичной точки зрения придерживаются арбитражные суды (постановления ФАС Московского округа от 15.11.2005 N КА-А40/11153-05, ФАС Западно-Сибирского округа от 15.03.2007 N Ф04-1538/2007(32558-А45-31), ФАС Уральского округа от 01.09.2010 N Ф09-6681/10-С2 делу N А50-1073/2010, от 07.07.2010 N Ф09-5139/10-С2 по делу N А76-15223/2009-37-253).

В определении КС РФ от 04.12.2003 N 442-О суд указал, что в соответствии с п. 12 ст. 40 НК РФ при рассмотрении дела суд вправе учесть любые обстоятельства, имеющие значение для определения результатов сделки, не ограничиваясь обстоятельствами, перечисленными в п.п. 4-11 ст. 40 НК РФ.

По нашему мнению, это должно означать, что при принятии налоговым органом решения о несоответствии применяемых сторонами договора цен рыночным должны приниматься ко вниманию конкретные условия, в которых осуществляются сделки (например финансово-экономическая ситуация на рынке недвижимости в период продажи (кризис) и прочее).

В связи с этим отметим, что из анализа арбитражной практики следует, что большинство дел по ст. 40 НК РФ решается не в пользу налоговых органов из-за того, что суд не признает цены, которые приводят в расчетах налоговые органы, рыночными (определение ВАС РФ от 21.09.2009 N 12223/09, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 24.06.2009 N А53-6877/2008-С5-37, от 29.12.2008 N Ф08-7942/2008).

Также обращаем внимание, что согласно п. 6 ст. 40 НК РФ идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество и репутация на рынке.

По нашему мнению, в рассматриваемой ситуации положения пп. 4 п. 2 ст. 40 НК РФ (отклонение более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени) не может быть применено налоговым органом, если организация не реализует другие объекты, идентичные реализованному объекту. Кроме того, в общем случае объекты недвижимости трудно признать идентичными, поскольку каждый объект может иметь свои индивидуальные технические характеристики, площадь, особенности расположения и т.д., которые влияют на формирование его стоимости. Для подкрепления своей позиции на случай предъявления претензий со стороны налоговых органов организация может также указать в договоре купли-продажи все особенности продаваемого объекта недвижимости (месторасположение, состояние, недостатки и т.д.), которые влияют на формирование цены его продажи.

Налоговый орган вправе осуществлять контроль ценообразования по сделкам между взаимозависимыми лицами и выносить решения о доначислении налогов и пени. При этом он вправе это делать и без признания судом таких лиц взаимозависимыми. Однако, несмотря на данное право, последнее слово остается за судом (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 25.01.2005 N Ф08-6598/04-2509А, ФАС Московского округа от 16.01.2006 N КА-А41/13620-05, ФАС Волго-Вятского округа от 08.06.2010 N А38-6260/2009, от 12.05.2008 N А11-7758/2007-К2-20/409).

Однако, для того чтобы привлечь продавца к налоговой ответственности за занижение налоговой базы по налогу в связи с продажей товаров по заниженным ценам, налоговые органы должны доказать факт того, что цена продажи отличается от рыночной более чем на 20%.

Привлечение независимого оценщика для определения рыночной стоимости имущества носит добровольный характер, за исключением случаев, предусмотренных, в частности, Федеральными законами от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".

В рассматриваемой ситуации обязательное привлечение независимого оценщика действующим законодательством не установлено.

Однако наличие оценки независимого оценщика может помочь организации в случае возникновения спора с налоговыми органами (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 11.12.2008 N Ф04-5920/2008(15324-А45-41), ФАС Уральского округа от 12.05.2008 N Ф09-3167/08-С3, ФАС Центрального округа от 22.07.2009 N А62-5355/2008).

Таким образом, налоговый орган вправе проверить соответствие цен рыночным только в случаях, перечисленных в п. 2 ст. 40 НК РФ.

В случае проверки в рассматриваемой ситуации при выявлении занижения цен, установленных в договорах купли-продажи, по сравнению с рыночными, проверяющие доначислят с разницы сумму налога, штраф (ст. 122 НК РФ) и пени (ст. 75 НК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мойтак Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Мельникова Елена

Все консультации данной рубрики