Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

11.04.2014
ВОПРОС:
Казенное учреждение при направлении сотрудника в служебную командировку производит предварительную оплату за бронирование и приобретение авиа- и железнодорожных билетов. Средства перечисляются конкретной организации. После заказа билета эта организация представляет учреждению накладную, где указывается цена электронного билета и сумма сбора за его бронирование и приобретение, затем на основании накладной оформляются приходный и расходный кассовые ордера на всю сумму.
Может ли учреждение сразу списать на расходы сумму сбора за бронирование и приобретение билета? Как в учете учреждения должны отражаться расходы непосредственно на билет? Какая при этом применяется корреспонденция счетов? Правомерно ли будет закрепить в учетной политике казенного учреждения положение, согласно которому в составе денежных документов будут учитываться и маршрут/квитанции электронных билетов, и билеты, оформленные на типографских бланках?
ОТВЕТ:

Особенности правового положения казенного учреждения, предусмотренные ст. 161 БК РФ, распространяются на органы власти при осуществлении ими полномочий получателей бюджетных средств.

При направлении сотрудника в служебную командировку казенное учреждение вправе от своего имени заключить договор на оказание услуг по транспортному обслуживанию и проживанию сотрудника во время служебной командировки, либо предоставить это право ему самому, взяв на себя обязательства компенсировать его расходы, связанные с проездом к месту командировки и наймом жилого помещения.

Договоры на оказание услуг по транспортному обслуживанию могут быть заключены как с организациями, которые непосредственно предоставляют данные услуги, так и с организациями, оказывающими услуги по бронированию и доставке авиа- и железнодорожных билетов, бронированию гостиниц, т.е. могут использоваться услуги различных агентств.

При заключении казенным учреждением договора, предметом которого являются услуги по бронированию, продаже и доставке авиа- и железнодорожных билетов в адрес заказчика, учет должен быть организован по двум направлениям:

- обособленный учет расчетов с агентством, которое является посредником между организацией, непосредственно оказывающей услуги перевозчика, и учреждением;

- учет расчетов, связанных с оказанием сотруднику учреждения транспортных услуг.

Как правило, обязательства агентства будут выполнены уже после доставки соответствующих документов (бланков авиабилетов, маршрут/квитанций электронных пассажирских билетов, квитанций и т.п.) в учреждение. Затраты на оказание услуг агентства могут быть списаны на финансовый результат в казенном учреждении на основании документа, подтверждающего факт оказания услуг, например Акта оказания услуг. При этом стоимость самих авиа- и железнодорожных билетов (включая различные сборы, взимаемые перевозчиками) списывать с балансового учета не следует до подтверждения факта оказания услуг непосредственно организацией-перевозчиком.

В случае оформления для сотрудника через агентство электронного билета его стоимость целесообразно учитывать в составе дебиторской задолженности на счете 206 00 "Расчеты по выданным авансам". При этом контрагентом будет уже не агентство, а организация-перевозчик, ведь именно у нее после приобретения учреждением билета возникают обязательства по перевозке в интересах организации физического лица (сотрудника). Указанная задолженность может быть списана лишь после подтверждения факта оказания услуг по перевозке или подтверждения факта неоказания услуги (оказания услуги с нарушениями условий договора перевозки) на основании документов, предусмотренных правилами перевозок на соответствующем виде транспорта.

Целесообразность учета стоимости оплаченного электронного билета в качестве дебиторской задолженности перевозчика в составе выданных авансов вызвана тем, что распечатанный экземпляр квитанции электронного пассажирского билета не обладает уникальностью - может быть распечатан или размножен неоднократно и, как следствие, не может быть учтен как денежный документ счете 201 35 "Денежные документы".

Оформленные типографским способом билеты обладают уникальностью и, как правило, учитываются как денежные документы на счете бухгалтерского учета 201 35 "Денежные документы" (п. 169 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция N 157н). Использование таких документов осуществляется учреждениями через подотчетных лиц. При этом в учете расчеты с соответствующими сотрудниками отражаются с использованием счета 208 00 "Расчеты с подотчетными лицами" (п. 212 Инструкции N 157н).

При оформлении для сотрудников электронных авиа- и железнодорожных билетов через агентства в бюджетном учете казенного учреждения может применяться следующая схема корреспонденции счетов:

1. Произведен авансовый платеж по договору на оказание услуг по бронированию, оформлению и доставке проездных документов для сотрудников:

1.1. Дебет КРБ 1 206 22 560 Кредит КРБ 1 304 05 222

- в части оплаты стоимости билетов, а также комиссий и сборов, включаемых в стоимость билета;

1.2. Дебет КРБ 1 206 26 560 Кредит КРБ 1 304 05 226

- в части стоимости услуг агентства по бронированию и доставке проездных документов;

2. На основании Акта оказанных услуг зачтен аванс в сумме стоимости фактически оказанных услуг агентства с одновременным отнесением её на расходы:

2.1. Дебет КРБ 1 302 26 830 Кредит КРБ 1 206 26 660;

2.2. Дебет КРБ 1 401 20 226 Кредит КРБ 1 302 26 730;

3. Дебет КРБ 1 206 22 560 Кредит КРБ 1 206 22 660

- дебиторская задолженность агентства в сумме стоимости оформленных электронных проездных документов переведена в дебиторскую задолженность по расчетам с перевозчиком;

4. После возвращения из служебной командировки сотрудником представлен отчет с приложением документов, подтверждающих факт оказания услуги перевозки:

4.1. Дебет КРБ 1 302 22 830 Кредит КРБ 1 206 22 660

- погашение дебиторской задолженности по расчетам с перевозчиком;

4.2. Дебет КРБ 1 401 20 222 Кредит КРБ 1 302 22 730

- стоимость билетов отнесена на фактические расходы казенного учреждения.

Для отражения в бюджетном учете казенного учреждения операций по приобретению проездных документов для сотрудников, направляемых в служебные командировки, на основании договора с агентством, оказывающим услуги по бронированию и доставке билетов с обязательным их оформлением на типографских бланках, может применяться следующая корреспонденция счетов:

1. Произведен авансовый платеж по договору на оказание услуг по бронированию, оформлению и доставке проездных документов для сотрудников:

1.1. Дебет КРБ 1 206 22 560 Кредит КРБ 1 304 05 222

- в части оплаты стоимости билетов, а также комиссий и сборов, включаемых в стоимость билета;

1.2. Дебет КРБ 1 206 26 560 Кредит КРБ 1 304 05 226

- в части стоимости услуг агентства по бронированию и доставке проездных документов;

2. На основании накладной от агентства получены оформленные билеты на бланках, созданных типографским способом:

2.1. Дебет КРБ 1 201 35 510 Кредит КРБ 1 302 22 730

- на основании накладной оприходованы в кассу денежные документы;

2.2. Дебет КРБ 1 302 22 830 Кредит КРБ 1 206 22 660

- зачтен аванс в сумме стоимости оформленных билетов;

3. На основании Акта оказанных услуг зачтен аванс в сумме стоимости фактически оказанных услуг агентства с одновременным отнесением этой суммы на расходы:

3.1. Дебет КРБ 1 302 26 830 Кредит КРБ 1 206 26 660;

3.2. Дебет КРБ 1 401 20 226 Кредит КРБ 1 302 26 730;

4. Дебет КРБ 1 208 22 560 Кредит КРБ 1 201 35 610

- проездные документы выданы сотруднику;

5. Дебет КРБ 1 401 20 222 Кредит КРБ 1 208 22 660

- после возвращения из служебной командировки сотрудником оформлен авансовый отчет с приложением документов, подтверждающих факт оказания услуги перевозки.

Действующие в настоящее время нормативные правовые акты не содержат подробных указаний по поводу организации учета авиа- и железнодорожных билетов, оформляемых различными способами. Соответственно, не может расцениваться в качестве нарушения действующего порядка ведения бухгалтерского учета требование учетной политики казенного учреждения, согласно которому в составе денежных документов будут учитываться и маршрут/квитанции электронных билетов, и билеты, оформленные на типографских бланках. Главное, чтобы такое решение принималось должностными лицами с пониманием того, что распечатки маршрут/квитанции электронных билетов не в полной мере отвечают критериям отнесения к денежным документам.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса Шершнева Анна

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Пименов Владимир

25 марта 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики