Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Трудовое право

15.04.2014
ВОПРОС:
При проведении процедуры сокращения работника своевременно не подали уведомление в центр занятости населения. Может ли это нарушение служить причиной для признания процедуры сокращения незаконной и восстановления сотрудника?
ОТВЕТ:

Согласно положениям абзаца первого части второй ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

Поскольку трудовое законодательство, включая законодательство об охране труда, состоит не только из Трудового кодекса РФ, а также иных федеральных законов (и законов субъектов Российской Федерации), содержащих нормы трудового права (часть первая ст. 5 ТК РФ), соответственно, работодатели при проведении мероприятий по сокращению численности или штата должны соблюдать требования не только ТК РФ, но и требования Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости).

Как следует из ч. 2 ст. 25 Закона о занятости, работодатель не позднее чем за 2 месяца до начала проведения мероприятий по сокращению численности или штата работников (а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников, - не позднее чем за 3 месяца до начала проведения соответствующих мероприятий) обязан в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости, указав должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника.

Таким образом, работодатель обязан не просто уведомить соответствующий орган занятости о предстоящих расторжениях трудовых договоров с работниками, а сделать это, в том числе, и в срок.

Изучение судебной практики показывает, что у судов нет единой позиции по данному вопросу. Как правило, суды не расценивают нарушение работодателем требования п. 2 ст. 25 Закона о занятости в качестве основания для признания увольнения незаконным (смотрите, например, определение Ленинградского областного суда от 22.08.2012 N 33-3840/2012, определение Московского городского суда от 26.01.2012 N 33-1982, определение Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики от 20.04.2011 N 33-227/11). Хотя встречается и такая позиция, что сотрудник должен быть восстановлен на работе, если работодатель не известил или несвоевременно известил органы службы занятости о его предстоящем высвобождении (смотрите определение СК по гражданским делам Приморского краевого суда от 19 июня 2012 г. по делу N 33-5563, Обзор судебной практики Приморского краевого суда по рассмотрению гражданских дел в кассационном и надзорном порядке во втором полугодии 2005 года).

Таким образом, поскольку несоблюдение работодателем обязанности по уведомлению в письменной форме органов службы занятости о предстоящем сокращении численности или штата работников организации в сроки, установленные п. 2 ст. 25 Закона о занятости, может повлечь за собой восстановление уволенного работника на прежней работе, то мы рекомендовали бы Вам процедуру его увольнения начать заново.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Наумчик Иван

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Кудряшов Максим

27 марта 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики