Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

15.04.2014
ВОПРОС:
В бюджетном учреждении здравоохранения действует следующая процедура закрепления на праве оперативного управления имущества, приобретенного за счет средств ОМС: при приобретении основного средства учреждение направляет учредителю письмо с просьбой принять приобретенное имущество и закрепить за учреждением на праве оперативного управления. К этому письму необходимо приложить договор, на основании которого имущество приобретено, и накладную. Учредитель, в свою очередь, издает распоряжение о закреплении этого имущества за учреждением.
В 2014 году учредитель ставит вопрос о том, чтобы эту процедуру распространить на закрепление не только основных средств, но и материалов, продуктов питания и так далее. Нормативного акта учредителя, которым регламентируется процедура закрепления имущества на праве оперативного имущества, приобретенного учреждением, нет. Необходимо ли материальные запасы, приобретенные за счет средств ОМС, закреплять на праве оперативного управления за учреждением?
ОТВЕТ:

Согласно п.п. 1 и 2 ст. 299, ст. 223 ГК РФ учреждению имущество в оперативное управление может поступать путем его закрепления собственником, либо путем его приобретения по договору (купли продажи, дарения и т.д.) с момента его передачи учреждению, а в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право оперативного управления возникает с момента такой регистрации (например недвижимое имущество).

То есть даже в отсутствие решения учредителя о закреплении имущество, приобретенное по договору, поступает в оперативное управление учреждению.

Федеральное законодательство не содержит требований о дополнительном закреплении за учреждением на праве оперативного управления имущества, приобретенного им по договору. Если такие требования отсутствуют и в нормативных правовых актах, изданных на уровне муниципального образования, то приобретенное по договору имущество не требуется дополнительно закреплять за учреждением.

В случае разработки подобного нормативного акта, он должен соответствовать принципам бюджетной системы РФ, в том числе принципу эффективности использования бюджетных средств (ст. 34 БК РФ), а именно исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Сопоставляя объемы и сроки использования поступающих в учреждение материалов, продуктов питания и т.п. с объемами документооборота и трудозатрат, сопровождающих процедуру закрепления на праве оперативного управления этих материальных запасов за учреждением, можно ставить вопрос о ее целесообразности и об эффективности расходования бюджетных средств, поскольку отдача от информации, формирующейся при реализации предполагаемой процедуры, скорей всего, не будет соответствовать затратам (трудовым, временным, материальным и т.п.) бюджетного учреждения на ее проведение.

Полагаем, что, учитывая наличие норм законодательства о поступлении приобретаемого по договорам имущества в оперативное управление даже в отсутствие акта учредителя о закреплении, вменяемая учреждению процедура закрепления на праве оперативного управления продуктов питания, расходных материалов, иных материальных запасов может рассматриваться как избыточное нецелесообразное действие, влекущее неэффективное расходование бюджетных средств.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

советник государственной гражданской службы Московской области 1 класса Левина Ольга

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

кандидат юридических наук Кузьмина Анна

27 марта 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики