Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

14.09.2011
ВОПРОС:
Организация осуществляет продажу продовольственных товаров определенной широко известной марки (бренда). Контрагенты организации требуют предоставлять им информацию о торговой наценке, утверждая, что в совокупности такая наценка не должна превышать 30% от цены производителя товара. Правомерно ли данное требование?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В данном случае цены и торговая наценка законом не урегулированы, соответственно, они устанавливаются только соглашением сторон. При этом продавец вправе, но не обязан предоставлять покупателю обоснование предлагаемой цены.

Обоснование вывода:

В соответствии с п. 2 ст. 1, п.п. 1, 4 ст. 421 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена самим ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Одним из условий договора является и цена, которая также, как специально указывается в п. 1 ст. 424 ГК РФ, устанавливается соглашением сторон, за исключением предусмотренных законом случаев, когда применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Более того, согласно пп. 8 п. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, кроме установленных данным Федеральным законом, другими федеральными законами случаев, самостоятельно определяют в том числе цены на продаваемый товар.

Таким образом, по общему правилу законодательство не регулирует цены на товары и, соответственно, торговые наценки. Исключения могут быть установлены только законом.

Нам неизвестно какого-либо закона, который бы устанавливал регулирование цен в данном случае. Соответственно, в данном случае цены устанавливаются исключительно соглашением сторон.

При этом законодательство не обуславливает достижение согласие какими - либо обязанностями какой-либо из сторон, ни одна из сторон не обязана предоставлять другой какое бы то ни было обоснование предлагаемой ею цены, данные о своих закупочных ценах и торговой наценке. И поскольку в данном случае обязательность заключения договора также не установлена каким - либо нормативным актом, то в случае отказа покупателя от заключения договора по предлагаемой продавцом цене последний вправе просто найти другого покупателя.

Вместе с тем закон также не запрещает предоставлять другой стороне указанную выше информацию в том случае, если продавец заинтересован в заключении договора. Вопрос о том, следует ли это делать, организация решает самостоятельно.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Все консультации данной рубрики