Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

16.04.2014
ВОПРОС:
Сотрудник является государственным служащим. По возвращении из командировки в качестве оправдательных документов по проезду сотрудник предъявил два посадочных талон на проезд в автобусе (туда и обратно). В одном посадочном талоне есть серия и номер билета, указан маршрут, стоимость, дата отправления и стоит печать индивидуального предпринимателя, то есть талон как бы является бланком строгой отчетности. В другом посадочном талоне есть дата отправления, стоимость, маршрут и печать индивидуального предпринимателя, но отсутствуют серия и номер посадочного талона (посадочный талон не является бланком строгой отчетности). Является ли нарушением принятие такого посадочного талона в бюджетном учете как оправдательного документа?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Проездной документ, в котором отсутствуют серия и номер, не может быть принят к учету в качестве оправдательного, так как оформлен с нарушением требований Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, согласно которым указание перевозчиком серии и номера в билете обязательно.

 

Обоснование вывода:

Возмещение гражданским государственным служащим расходов, связанных со служебными командировками, является одной из гарантий, предусмотренных ст. 52 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Порядок и условия командирования гражданского служащего устанавливаются соответственно указом Президента РФ и нормативными правовыми актами субъекта РФ. Для федеральных государственных гражданских служащих такой порядок утвержден указом Президента от 18.07.2005 N 813 "О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих" (далее - Порядок N 813).

Согласно п. 22 Порядка N 813 при отсутствии проездных документов оплата расходов на проезд во время служебной командировки не производится. Командированному гражданскому служащему оплачиваются расходы по проезду до станции, пристани, аэропорта при наличии документов (билетов), подтверждающих эти расходы.

Основанием для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними, являются первичные учетные документы (п. 7 Инструкции N 157н). Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", далее - Закон N 402-ФЗ).

Применение форм первичных учетных документов, содержащихся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не обязательно для экономического субъекта, не являющегося организацией госсектора (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ). Тем не менее первичный учетный документ должен содержать ряд обязательных реквизитов (п. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).

В Информации Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012 "О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Информация N ПЗ-10/2012)" указано, что обязательными к применению остаются формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами на основании других федеральных законов.

Основанием для возмещения командированному сотруднику расходов, связанных с проездом к месту командировки и обратно транспортом общего пользования (самолетом, поездом, автобусом, маршрутным такси, речным или морским судном), являются проездные документы, оформленные в соответствии с правилами оказания указанных услуг соответствующим перевозчиком (пункты 2, 3 ст. 105 Воздушного кодекса РФ, ст. 82 Устава железнодорожного транспорта РФ, ст. 20 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, п. 2 ст. 97 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ).

Согласно ст. 20 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" обязательные реквизиты билета, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади устанавливаются Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 (далее - Правила перевозок пассажиров).

При оказании услуг населению организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, но при этом обязательным условием является выдача ими соответствующих бланков строгой отчетности (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт").

Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения установлен постановлением Правительства от 06.05.2008 N 359 (далее - Постановление N 359).

Документы, используемые при оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом, должны содержать реквизиты, установленные Правилами перевозок пассажиров (пп. 5.1 Постановления N 359).

Как видим, и для подтверждения факта оказания транспортных услуг, и для подтверждения факта оплаты этих услуг необходимо руководствоваться положениями Правил перевозок пассажиров. В соответствии п. 43 этих Правил обязательными реквизитами всех применяемых форм билетов являются наименование, серия и номер.

Таким образом, для подтверждения произведенных командированным сотрудником расходов на оплату проезда к бухгалтерскому учету может быть принят только билет, являющийся бланком строгой отчетности и содержащий все обязательные реквизиты.

В ходе проведения контрольных мероприятий органами финансового контроля факт принятия к учету первичных документов, оформленных с нарушениями правил, действующих на момент их оформления, может быть квалифицирован в качестве нарушения основных требований к ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской документации (смотрите, например, п. 1.7.3 Классификатора нарушений, выявляемых в ходе государственного финансового контроля, одобренного Коллегией Счетной палаты РФ от 26.06.2009, протокол N 32К (669)).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса Шершнева Анна

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Пименов Владимир

26 марта 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики