Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Трудовое право
-
17.04.2014
- Организация отдает сырье в переработку на сторону, получая уже готовую продукцию. В штате организации 11 человек - офисные сотрудники, однако некоторые сотрудники выезжают в другую организацию для разгрузки сырья и загрузки готовой продукции. До вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" аттестация рабочих мест сотрудников по условиям труда организацией проведена не была. Следует ли в организации провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда"?
Со вступлением в силу с 1 января 2014 г. Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ) на всех без исключения работодателей в соответствии со ст. 212 ТК РФ возложена обязанность по проведению специальной оценки условий труда.
Согласно ст. 3 Закона N 426-ФЗ специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
При этом условия труда - это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника (ст. 209 ТК РФ). Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников (ст. 310 ТК РФ), дистанционных работников (ст. 312.1 ТК РФ) и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями (ч. 3 ст. 3 Закона N 426-ФЗ)
Как следует из перечисленных норм, специальную оценку условий труда, организация обязана проводить в отношении условий труда всех работников, с которыми заключены трудовые договоры. Единственное исключение составляют работники, перечисленные в ч. 3 ст. 3 Закона N 426-ФЗ. Лица, перечисленные в вопросе, не относятся к таким исключениям. Следовательно, в отношении условий труда всех работников организации, работодатель обязан провести специальную оценку условий труда.
Частью 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ предусмотрены переходные положения, согласно которым в случае, если до дня вступления в силу данного закона была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, являющихся основанием для проведения внеплановой специальной оценки условий труда. Таким образом, специальная оценка условий труда заменила аттестацию рабочих мест по условиям труда, обязанность по проведению которой также была возложена на всех работодателей ранее.
Отметим, что характер работы на какой-либо должности (в том числе разъездной, с выездами на объекты) не являлся препятствием и для проведения ранее работодателем аттестации рабочего места по условиям труда. Так, если рабочее место работника не определено, то такое рабочее место, в соответствии с п. 41 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.04.2011 N 342н (далее - Порядок), могло быть отнесено к рабочим местам с территориально меняющимися зонами, то есть к нестационарному рабочему месту. Как указано в п. 41 Порядка, аттестация нестационарного рабочего места проводится путем предварительного определения типичных технологических операций со стабильным набором и величиной вредных и (или) опасных производственных факторов и последующей оценки этих операций. Время выполнения каждой операции определяется экспертным путем (на основании локальных нормативных актов), путем опроса работников и их непосредственных руководителей.
В рассматриваемом случае до вступления в силу Закона N 426-ФЗ аттестация рабочих мест сотрудников по условиям труда организацией проведена не была. Соответственно, в силу требований ст. 212 ТК РФ, Закона N 426-ФЗ работодатель теперь обязан провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном Законом N 426-ФЗ.
Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя (ч. 1 ст. 8 Закона N 426-ФЗ).
Работодателю следует создать комиссию и утвердить график проведения специальной оценки условий труда. В состав комиссии, которую возглавляет сам работодатель или его представитель, включается в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Состав и порядок деятельности комиссии, число членов которой должно быть нечетным, утверждаются приказом (распоряжением) работодателя в соответствии с требованиями Закона N 426-ФЗ (ч.ч. 1, 2, 4 ст. 9 Закона N 426-ФЗ).
До начала работы комиссия утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проведена специальная оценка условий труда, и выделяет аналогичные рабочие места (ч. 5 ст. 9 Закона N 426-ФЗ). Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 Закона N 426-ФЗ и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора, в соответствии с методикой проведения специальной оценки условий труда (ч. 2 и ч. 3 ст. 8 Закона N 426-ФЗ). Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.01.2014 N 33н. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 Закона N 426-ФЗ).
В силу ч. 4 ст. 8 Закона N 426-ФЗ специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено Законом N 426-ФЗ. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении данной оценки.
В заключение отметим, что с 1 января 2015 года вводится административная ответственность работодателя за нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, которая предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей; на юридических лиц - от 60 000 до 80 000 рублей.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Трошина Татьяна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим
1 апреля 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним