Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Госзакупки
-
17.04.2014
- Какое количество коммерческих предложений должно быть использовано при расчете начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого согласно правилам Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ? Какое количество заявок должно быть подано на участие в электронном аукционе, чтобы он признавался состоявшимся?
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных указанным Законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - НМЦК), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения одного или нескольких следующих методов, перечисленных в названной норме:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
Приоритетным, используемым по умолчанию методом для определения и обоснования НМЦК в соответствии с ч. 6 ст. 22 Закона N 44-ФЗ является метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Он заключается в установлении НМЦК на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг (ч. 2 ст. 22 Закона N 44-ФЗ). Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных ч.ч. 7-11 той же статьи.
Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утверждены на основании ч. 20 ст. 22 Закона N 44-ФЗ приказом Министерства экономического развития РФ от 02.10.2013 N 567 (далее - Рекомендации).
Следует иметь в виду, что Рекомендации лишь разъясняют возможные способы определения и обоснования НМЦК с применением методов, предусмотренных законом (п. 1.2 Рекомендаций), и применяются с учетом особенностей рынков конкретных товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд (п. 1.3 Рекомендаций). Поэтому они, как правило, носят именно рекомендательный, а не строго обязательный характер, что отражается в самих их нормах, содержащих слово "рекомендуется".
Это касается и количества коммерческих предложений, используемых для определения НМЦК. Согласно п. 3.7 Рекомендаций в целях получения ценовой информации в отношении товара, работы, услуги для определения НМЦК рекомендуется осуществить несколько следующих процедур:
- направить запросы о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставок соответствующих товаров, работ, услуг, информация о которых имеется в свободном доступе (в частности, опубликована в печати, размещена на сайтах в сети "Интернет");
- разместить запрос о предоставлении ценовой информации в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - ЕИС) (до ввода в эксплуатацию ЕИС - на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (ч. 5 ст. 112 Закона N 44-ФЗ));
- осуществить поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками. При этом целесообразно принимать в расчет информацию о ценах товаров, работ, услуг, содержащуюся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами, в течение последних трех лет. Рекомендации по поиску общедоступной ценовой информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, приведены в приложении N 2 к Рекомендациям;
- осуществить сбор и анализ общедоступной ценовой информации.
Как видим, Рекомендации предлагают направлять не менее пяти запросов, то есть их может быть и больше. При этом следует иметь в виду, что ни одним нормативно-правовым актом поставщики, подрядчики, исполнители не обязываются отвечать на данные запросы. То есть предоставление коммерческих предложений зависит только от воли поставщика (подрядчика, исполнителя). В связи с этим обращаем внимание, что в п. 3.19 Рекомендаций указывает, что в целях определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) рекомендуется использовать не менее трех цен товара, работы, услуги, предлагаемых различными поставщиками (подрядчиками, исполнителями). Иными словами, то, что ответов с коммерческими предложениями может быть меньше, чем направленных запросов, предполагается.
Указаний о том, что делать, если в ответ на запросы поступило менее трех коммерческих предложений, Рекомендации не содержат. Полагаем, что в этом случае можно использовать алгоритм действий, предлагаемый Правилами формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды медицинского оборудования для целей их включения в документацию о торгах на поставку такого оборудования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.11.2011 N 881 (далее - Правила). Эти Правила были утверждены на основании ч. 4 ст. 19.1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", однако на настоящий момент они не были признаны утратившими силу ст. 113 Закона N 44-ФЗ. Более того, п. 4 постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1084, принятым в связи с подготовкой ко вступлению в силу Закона N 44-ФЗ, утратившим силу признан только п. 4 постановления Правительства РФ от 03.11.2011 N 881, что подтверждает, что Правила могут использоваться и в настоящее время.
Согласно п.п. 6, 7 Правил заказчик, уполномоченный орган выбирают не менее пяти производителей либо всех имеющихся производителей, если их количество менее 5, сведения о которых содержатся в базе данных зарегистрированных изделий медицинского назначения, после чего направляет им запросы о цене на медицинское оборудование. При этом по смыслу абзаца первого п. 8 Правил при поступлении ответов производителей, не содержащих предложений о ценах на медицинское оборудование, но содержащих информацию об уполномоченных представителях, заказчик, уполномоченный орган проводят повторную рассылку запросов о цене на медицинское оборудование уже по адресам этих уполномоченных производителей. А в соответствии с п. 9 Правил в случаях, если заказчиком, уполномоченным органом не получены от производителей и (или) уполномоченных представителей предложения о ценах на медицинское оборудование или получено одно предложение о цене на медицинское оборудование, в том числе при направлении запросов о цене нескольким производителям и (или) уполномоченным представителям, заказчик, уполномоченный орган используют содержащуюся в реестре контрактов информацию о ценах контрактов на поставку медицинского оборудования, удовлетворяющего потребностям заказчика, исполненных в текущем и предшествующем годах.
Полагаем, что такой порядок действий не противоречит приведенным выше нормам Рекомендаций, тем более что в них самих содержатся предложения использовать информацию и из других источников.
В любом случае, полагаем, следует исходить из того, что должно использоваться не менее двух источников информации о ценах. Такой вывод можно сделать из письма Федеральной антимонопольной службы от 13.07.2011 N АЦ/27041, где указывалось, что во избежание ограничения количества участников размещения заказа при обосновании НМЦК необходимо руководствоваться информацией о ценах нескольких (то есть более чем одной) компаний, осуществляющих деятельность на рынке товаров, работ, услуг, являющихся предметом размещения заказа. А в п. 2 Регламента организации в Министерстве экономического развития Российской Федерации работы по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и исполнению государственных контрактов, утвержденного приказом этого министерства от 18.10.2010 N 498, указывалось, что для обоснования НМЦК наличия "не менее двух предложений от разных организаций". Хотя эти акты принимались также в период действия Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", однако, полагаем, высказанная в них позиция остается актуальной, поскольку она основана на общих соображениях по обеспечению конкуренции, которое является принципом и Закона N 44-ФЗ (ст.ст. 6, 8 этого Закона). Иными словами, предполагается, что все поставщики, подрядчики, исполнители конкурируют между собой и наличие двух заявок от разных хозяйствующих субъектов показывает, что учитывались именно конкурирующие предложения.
В связи с этим заметим, что согласно ч. 16 ст. 66, ч. 8 ст. 67, ч. 20 ст. 68, ч. 13 ст. 69 Закона N 44-ФЗ электронный аукцион признается несостоявшимся, если на участие в нем была подана или соответствующей требованиям, установленным законом и документацией об электронном аукционе, признана только одна заявка. То есть наличие хотя бы двух заявок уже предполагает обеспечение конкуренции.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
Ответ прошел контроль качества
3 апреля 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним