Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бухучет и отчетность
-
22.04.2014
- В декабре 2013 года организация оплатила госпошлину в размере 6000 руб. - планировалось получить лицензию на право передачи шифровальных криптографических средств. Это необходимо, например, для передачи электронных ключей для программ, реализуемых организацией. Государственная пошлина не отнесена на расходы в 2013 году. В феврале 2014 года получен отказ в предоставлении лицензии.
Каков порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете указанных расходов?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расход в виде уплаченной государственной пошлины Ваша организация была вправе признать в целях налогообложения прибыли в 2013 году.
В бухгалтерском учете уплаченная государственная пошлина учитывается в составе прочих расходов.
Обоснование вывода:
Налог на прибыль
Государственная пошлина является федеральным сбором (п. 2 ст. 8, п. 1 ст. 333.16 НК РФ).
Как разъясняется, например, в письмах Минфина России от 12.04.2013 N 03-03-06/1/12248 и ФНС России от 28.12.2011 N ЕД-4-3/22400, суммы уплаченной государственной пошлины учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, единовременно в момент начисления на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ и пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ.
В то же время по общему правилу согласно п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. При этом расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Следовательно, для признания в целях налогообложения прибыли расхода в виде уплаченной государственной пошлины также необходимо, чтобы данный расход был экономически оправдан и документально подтвержден.
Однако налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности. По мнению судей КС РФ, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения прибыли полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. Расходы являются оправданными и экономически обоснованными, если они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Причем имеет значение лишь цель и направленность такой деятельности, а не ее результат. При этом бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы (определения Конституционного Суда РФ от 04.06.2007 N 320-О-П, N 366-О-П). В письме Минфина России от 06.07.2007 N 01-02-03/03-311 специалисты ведомства также отметили, что вопрос оценки эффективности и целесообразности затрат находится в ведении налогоплательщика как субъекта предпринимательской деятельности.
Тогда, руководствуясь изложенным, можно прийти к выводу, что обоснованность расхода, в том числе, и в виде государственной пошлины, имеет место в случае его направленности на получение дохода. При этом результат значения не имеет.
Административный регламент Федеральной службы безопасности Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению лицензирования деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее - Регламент) утвержден приказом ФСБ РФ от 30.08.2012 N 440.
Пункт 30 Регламента предусматривает, что за предоставление государственной услуги взимается государственная пошлина в соответствии с пп. 92 п. 1 ст. 333.33 НК РФ.
Таким образом, уплата государственной пошлины является одним из условий для предоставления государственной услуги.
Как следует из п. 15 Регламента, результатом предоставления государственной услуги может являться и отказ в выдаче лицензии.
Указанная лицензия необходима Вашей организации для защиты посредством шифровальных (криптографических) средств электронных ключей для программ, передаваемых покупателям. По нашему мнению, данные обстоятельства свидетельствуют о направленности расхода в виде уплаченной государственной пошлины на получение дохода от реализации компьютерных программ.
В этой связи мы полагаем, что Ваша организация была вправе признать в момент начисления, то есть в декабре 2013 года, в составе прочих расходов указанную Вами государственную пошлину.
К сожалению, нам не удалось обнаружить разъяснений Минфина России и налоговых органов, а также судебных решений, касающихся признания расходов в виде государственной пошлины в ситуациях, когда соответствующими государственными органами было отказано в выдаче лицензии.
Косвенным подтверждением нашей позиции может служить письмо Минфина России от 16.08.2007 N 03-03-06/1/569, в котором специалисты финансового ведомства пришли к выводу о возможности признания в составе расходов уплаченной за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии государственной пошлины.
Кроме того, в постановлении ФАС Московского округа от 12.08.2009 N КА-А40/7313-09 судьи отметили, что государственная пошлина признается обязательным взносом, взимаемым с организаций, уплата которого является одним из условий совершения государственными органами и иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензии).
Бухгалтерский учет
Пункт п. 4 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99) предусматривает, что расходы организации, в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации, подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы. При этом расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами.
В свою очередь, п. 5 ПБУ 10/99 определяет, что в составе расходов по обычным видам деятельности признаются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, с выполнением работ, оказанием услуг.
Получение лицензии является необходимым условием для осуществления деятельности организации. Значит, затраты на оплату госпошлины за выдачу лицензии непосредственно связаны с основной деятельностью организации и подлежат учету в составе расходов по обычным видам деятельности в периоде их осуществления на основании п. 18 ПБУ 10/99.
Однако в анализируемой ситуации контролирующим органом было отказано в выдаче лицензии. Поэтому критерий, приведенный в п. 5 ПБУ 10/99, на наш взгляд, не соблюдается. Учитывая данное обстоятельство, по нашему мнению, допустимо уплаченную Вашей организацией госпошлину учитывать в составе прочих расходов на счете 91 "Прочие доходы и расходы".
Считаем также, что отражение на счетах бухгалтерского учета расчетов по уплате государственной пошлины осуществляется в корреспонденции со счетом 68, поскольку данные платежи перечисляются в бюджетную систему РФ.
В результате в учете организации в рассматриваемом случае в декабре 2013 года следовало сделать следующие записи:
Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 68, субсчет "Государственная пошлина"
- признаны расходы по уплате государственной пошлины;
Дебет 68, субсчет "Государственная пошлина" Кредит 51
- уплачена государственная пошлина.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Завьялов Кирилл
Ответ прошел контроль качества
1 апреля 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним