Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

24.04.2014
ВОПРОС:
Образующиеся в результате деятельности организации бытовые (канцелярские) отходы вывозятся для утилизации с её территории специализированной компанией. Организация не имеет собственных транспортных средств, однако имеются транспортные средства, являющиеся собственностью работников организации, используемые ими для служебных поездок (что закреплено в трудовом договоре). Также в процессе работы организации используется дизель-генератор, силовой трансформатор и иное оборудование и техника, эксплуатация которых предполагает отходы в виде отработанного масла и выхлопных газов. Данное оборудование, в процессе работы которого образуются отходы, является собственностью организации. Отходы в виде отработанного масла временно хранятся на территории организации.
Должна ли данная организация вносить платежи за негативное воздействие на окружающую среду, установленные ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"?
ОТВЕТ:

Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, регулирует Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ).

Согласно п. 1 ст. 16 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы и особенности взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются Законом N 7-ФЗ, иными федеральными законами.

Под загрязнением окружающей среды в соответствии со ст. 1 Закона N 7-ФЗ подразумевается поступление в окружающую среду вещества или энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

На основании п. 2 ст. 16 Закона N 7-ФЗ к видам негативного воздействия относятся:

- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

- сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

- загрязнение недр, почв;

- размещение отходов производства и потребления;

- загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

- иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Порядок расчета и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду установлен постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (далее - Порядок определения платы N 632).

В силу п. 1 Порядка определения платы N 632 плательщиками являются предприятия, учреждения, организации, иностранные юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием (природопользователи). Плата взимается за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:

- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

- сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения;

- размещение отходов;

- другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

Исходя из приведенного положения, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду определяется не статусом хозяйствующего субъекта, не правом, на котором он владеет тем или иным имуществом, не видами деятельности, которые он осуществляет, а ведением им деятельности, влекущей за собой негативное воздействие на окружающую среду.

В определении КС РФ от 10.12.2002 N 284-О указано, что постановление от 28.08.1992 N 632, принятое Правительством РФ во исполнение полномочий, предоставленных ему федеральным законом, и предусматривающее взимание платежей неналогового характера, сохраняет силу и подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами как не противоречащее Конституции РФ.

В вышеуказанном определении разъяснено, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду носят компенсационный характер и взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещать отходы и оказывать иные виды негативного воздействия.

В постановлении КС РФ от 14.05.2009 N 8-П отмечено, что целью установления экологических платежей как одного из способов экономико-правового регулирования охраны окружающей среды, направленного на обеспечение конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, является не столько фискальный интерес государства в наполнении казны, сколько сохранение природы и обеспечение экологической безопасности.

Согласно письму Росприроднадзора от 05.10.2010 N СМ-06-01-31/7167:

- обязанность по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду возникает независимо от видов осуществляемой деятельности (производственная, непроизводственная или иная сфера) в случае оказания негативного воздействия на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

- обязанность по уплате платы должна быть исполнена лицом, признающимся плательщиком, самостоятельно;

- обязанность по уплате платы не снимается в случае простоя, консервации и иного приостановления деятельности предприятия, в случае дальнейшего оказания негативного воздействия на окружающую среду.

Таким образом, плату за негативное воздействие на окружающую среду обязана вносить любая организация, фактически оказывающая такое воздействие.

 

Плата за размещение отходов

 

Как уже было отмечено ранее, размещение отходов является одним из видов вредного воздействия на окружающую природную среду.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).

В соответствии со ст. 1 Закона N 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Размещением отходов является их хранение и захоронение.

В свою очередь, хранением отходов является содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронением - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

При этом ст. 12 Закона N 89-ФЗ подразумевает размещение отходов на специально оборудованных сооружениях, внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. Размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, запрещено.

Специалисты Ростехнадзора считают, что обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих указанное воздействие, в том числе и в результате размещения отходов.

Единственным исключением из этого правила может быть переход права собственности на отходы, производимые организацией. Например, в случае, если договор, заключенный со специализированной организацией, имеющей лицензию на обращение с отходами, предусматривает переход права собственности на отходы.

В целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (п. 1 ст. 18 Закона N 89-ФЗ). Наличие утвержденных в установленном порядке лимитов на размещение отходов обязательно. При их отсутствии плата за размещение отходов взимается как за сверхлимитное загрязнение с применением пятикратного повышающего коэффициента (смотрите письма Ростехнадзора от 25.07.2007 N 04-09/1001, от 27.04.2007 N 04-09/455).

Аналогичное мнение высказано в апелляционном определении СК по гражданским делам Амурского областного суда от 20.08.2012.

Вместе с тем судебная практика содержит и другой подход к рассматриваемому вопросу.

Так, в постановлении Президиума ВАС РФ от 17.03.2009 N 14561/08 судьями, исходя из понятий хранения и захоронения отходов, приведенных в Законе N 89-ФЗ, сделан вывод, что такая деятельность носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. Если организация не занимается размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона N 89-ФЗ (а только "производит" отходы), то есть не оказывает негативное воздействие на окружающую среду, она не должна вносить плату за размещение отходов. Заметим, что эта позиция стабильно поддерживается судами на протяжении ряда лет (смотрите, например, постановления Президиума ВАС РФ от 12.07.2011 N 1752/11, ФАС Северо-Западного округа от 06.03.2014 N Ф07-10771/13 по делу N А56-10850/2013, ФАС Волго-Вятского округа от 01.11.2011 N Ф01-4566/11 по делу N А38-726/2011, ФАС Поволжского округа от 26.04.2011 N Ф06-1866/11, от 13.10.2010 по делу N А12-25564/2009, от 17.03.2010 по делу N А55-15472/2009, ФАС Северо-Западного округа от 01.03.2010 N Ф07-11130/2008 по делу N А05-5245/2008, ФАС Центрального округа от 03.02.2010 по делу N А23-1764/09А-11-67, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2014 N 18АП-1461/14, Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2014 N 09АП-45123/13, Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2013 N 19АП-5952/13, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2013 N 15АП-16606/13, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2012 N 13АП-20654/12).

Конституционным Судом РФ в постановлении от 05.03.2013 N 5-П обращено внимание на существование правовой неопределенности в вопросе о том, на каких именно субъектов возлагается обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду применительно к такому виду, как размещение отходов производства и потребления (организации, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются такие отходы, либо непосредственно осуществляющие их размещение специализированные организации, действующие на основании соответствующей лицензии), а также отмечено, что "по имеющимся в распоряжении Конституционного Суда Российской Федерации данным, с принятием постановления Президиума ВАС РФ от 17 марта 2009 года N 14561/08 практику арбитражных судов по этому вопросу можно считать сложившейся и устойчивой".

Вместе с тем обращаем внимание, что практика судов общей юрисдикции по рассматриваемому вопросу противоречива.

В ряде случаев суды придерживаются позиции, в силу которой хранение отходов не посредством их специализированного размещения в специально оборудованных местах не освобождает предприятие от предусмотренной законом обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду (определение ВС РФ от 30.11.2010 N 78-ВПР10-33, Апелляционное определение СК по гражданским делам Амурского областного суда от 20.08.2012).

В других случаях суды склоняются к противоположной позиции (смотрите, например, решения Краснодарского краевого суда от 14.05.2013 по делу N 12-676/2013, Верховного Суда Республики Мордовия от 06.06.2012 N 7.2-39/2012, Волгоградского областного суда от 22.06.2011 по делу N 07р-373/11).

По нашему мнению (с учетом положений Закона N 89-ФЗ), в рассматриваемой ситуации организация, производя бытовые и канцелярские отходы, не осуществляет ни хранение, ни размещение указанных отходов. Поскольку организация, согласно законодательству, не осуществляет деятельность в области обращения с отходами, у нее отсутствует обязанность по внесению платы за размещение отходов.

Однако, учитывая наличие правовой неопределенности в вопросе, а также противоречивость судебной практики и, в связи с этим, вероятность возникновения претензий со стороны контролирующих органов, рекомендуем организации обратиться за официальными разъяснениями в территориальный орган Росприроднадзора, которому в соответствии с Указом Президента РФ от 23.06.2010 N 780 переданы функции Ростехнадзора в сфере охраны окружающей среды в области обращения с отходами.

Плата за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников

В соответствии с п. 2 ст. 45 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию автомобильных и иных оказывающих негативное воздействие на окружающую среду транспортных средств, обязаны соблюдать нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также принимать меры по обезвреживанию загрязняющих веществ, в том числе по их нейтрализации, снижению уровня шума и иного негативного воздействия на окружающую среду.

Транспортные средства относятся к передвижным объектам негативного воздействия на окружающую среду.*(1) Организации, фактически эксплуатирующие транспортные средства и оказывающие тем самым негативное воздействие на окружающую среду, должны вносить плату за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от таких источников (смотрите письма Росприроднадзора от 05.10.2010 N СМ-06-01-31/7167, Ростехнадзора от 15.05.2008 N 04-09/712). При этом не имеет значения, являются ли эти транспортные средства собственностью плательщика, арендуются, либо находятся в безвозмездном пользовании.

При расчете платы учитывается фактическое количество топлива, израсходованного организацией за отчетный период при эксплуатации транспортного средства.*(2)

Как следует из вопроса, работники организации используют собственные автомобили в служебных целях, что согласовано с работодателем трудовым договором.

Согласно ст. 188 ТК РФ при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного транспорта работнику выплачивается компенсация за его использование, износ (амортизацию), а также возмещаются расходы, связанные с его использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.

В случае, когда сотрудник использует свой личный автомобиль для служебных поездок, а работодатель компенсирует ему затраты по эксплуатации, на наш взгляд, взнос за негативное воздействие организация перечислять не должна, поскольку непосредственную эксплуатацию автомобиля осуществляет сотрудник. Физическое лицо (за исключением иностранных граждан) не является плательщиком в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду (п. 1 Порядка определения платы N 632).

Разъяснений Ростехнадзора по такой ситуации нам обнаружить не удалось. Поэтому во избежание спорных ситуаций считаем целесообразным уточнить в Ростехнадзоре необходимость внесения платы за выброс в атмосферу загрязняющих веществ в случае, когда личный транспорт работников используется для нужд организации.

В отношении уплаты экологических платежей при эксплуатации дизель-генератора, силового трансформатора и иного оборудование и техники отметим, что из п. 4 Порядка учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду*(1), п. 20 Порядка заполнения и представления Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду*(2) следует, что по передвижным дизель-генераторным установкам и иным передвижным установкам, оборудованным двигателями, работающими на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном (сжатом) нефтяном или природном газе, плата за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрена.

Плательщики ставятся на учет в соответствии с приказами Ростехнадзора от 02.08.2005 N 545 "Об утверждении порядка постановки на учет плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду в территориальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" и от 24.11.2005 N 867 "О ведении территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду" по каждому такому объекту: стационарному и (или) передвижному (транспортные средства и др., работающие на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном (сжатом) нефтяном или природном газе).

 

Хранение и передача отработанного масла

 

Такие отходы, как отработанные (моторные, автомобильные, дизельные) масла, подлежит утилизации на специализированных предприятиях по переработке отходов, поскольку относятся к опасным отходам (ст. 4.1 Закона N 89-ФЗ, Федеральный классификационный каталог отходов (утвержден приказом МПР России от 02.12.2002 N 786)).

Согласно п. 1 ст. 4 Закона N 89-ФЗ право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

Собственник отходов I-IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности (п. 3 ст. 4 Закона N 89-ФЗ).

Если организация осуществляет передачу отработанного масла для утилизации (использования) специализированной организации, имеющей соответствующую лицензию,*(3) полагаем, что вносить плату за размещение отходов в этом случае она не должна, поскольку она не осуществляет хранение и захоронение указанных отходов в соответствии со ст.ст. 1, 12 Закона N 89-ФЗ (смотрите постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2014 N 13АП-26137/13, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2011 N 18АП-9344/11).

При этом повторим, что целесообразно получить официальные разъяснения в территориальном органе Росприроднадзора.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор Овчинникова Светлана

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

7 апреля 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

 


*(1) Пункт 4 Порядка ведения территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (утвержденного приказом Ростехнадзора от 24.11.2005 N 867) (в тексте ответа - Порядок учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду);

*(2) Пункт 5 Порядка заполнения раздела 2 "Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами" (смотрите Порядок заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, Приложение N 2 к приказу Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204 (в тексте ответа - Порядок заполнения и представления Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду));

*(3) Подпункт 30 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Положение о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности (утверждено постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 N 255).

Все консультации данной рубрики