Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
24.04.2014
- Какими федеральными законами регулируется финансирование бюджетных образовательных учреждений?
Бюджетные учреждения являются некоммерческими организациями, созданными для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (местного самоуправления) в сферах, перечисленных в п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ), в том числе в сфере образования.
В соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами бюджетного учреждения, формируется государственное (муниципальное) задание, от выполнения которого учреждение не вправе отказаться (п. 3 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ).
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется путем предоставления бюджетным учреждениям субсидий в соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 78.1 БК РФ (п. 6 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ). Учреждения самостоятельно определяют направления расходования средств таких субсидий, неся при этом ответственность за своевременное и полное исполнение задания учредителя.
Кроме того, из соответствующего бюджета бюджетному учреждению могут выделяться:
- субсидии на иные цели (абзац второй п. 1 ст. 78.1 БК РФ);
- субсидии на осуществление капвложений (ст. 78.2 БК РФ).
Помимо основной деятельности, бюджетные учреждения могут осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в их учредительных документах (п. 3 ст. 298 ГК РФ; п. 2 ст. 24 Закона N 7-ФЗ). Доходы от приносящей доход деятельности поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено законодательством (п. 3 ст. 298 ГК РФ).
В то же время для бюджетных учреждений предусмотрены дополнительные ограничения. Согласно п. 14 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ такие учреждения не вправе (если иное не предусмотрено федеральными законами):
- размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях;
- совершать сделки с ценными бумагами.
Сведения о всех перечисленных выше источниках финансового обеспечения деятельности бюджетного учреждения и соответствующих расходах отражаются в Плане финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (пп. 6 п. 3.3 ст. 32 Закона N 7-ФЗ). Требования к Плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения утверждены приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н.
По общему правилу бюджетные учреждения осуществляют операции с денежными средствами через лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований (п. 8 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ). Именно эти органы определяют порядок открытия и ведения соответствующих лицевых счетов (смотрите, например, Порядок, утвержденный приказом Федерального казначейства от 29.12.2012 N 24н). На отдельных лицевых счетах в соответствии с действующим законодательством учитываются средства субсидий на иные цели, субсидий на осуществление капвложений, а также средства по обязательному медицинскому страхованию.
Особенности финансового обеспечения в сфере образования регламентируются нормами, указанными в главе 13 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", далее - Закон N 273-ФЗ.
В частности, в ст. 99 Закона N 273-ФЗ указаны особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования (определения нормативных затрат на оказание государственной или муниципальной услуги), а в ст. 101 Закона N 273-ФЗ - порядок осуществления образовательной деятельности за счет средств физических лиц и юридических лиц, иными словами, приносящей доход деятельности.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы Московской области 1 класса Левина Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга
11 апреля 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним