Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

25.04.2014
ВОПРОС:
По мнению финансового контролирующего органа, расчет начальной (максимальной) цены методом сопоставимых рыночных цен по формуле, предусмотренной п. 3.27 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 N 567, осуществляется только в случаях, предусмотренных постановлением Правительства от 13.01.2014 N 19.
Правильна ли такая точка зрения?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Определение и обоснование начальной (максимальной) цены контракта осуществляется с применением метода сопоставимых рыночных цены в приоритетном порядке, а отнюдь не только в случаях установления цены контракта не в твердом размере, а путем установления формулы ее расчета.

Обоснование вывода:

Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Рекомендации), утверждены приказом Министерства экономического развития РФ от 2 октября 2013 г. N 567 на основании ч. 20 ст. 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).

В связи с этим следует иметь в виду, что согласно ч. 1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных данным Законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - НМЦК), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения метода или нескольких методов, перечисленных в этой части. При этом в силу ч. 6 ст. 22 Закона N 44-ФЗ метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования НМЦК. Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных ч.ч. 7-11 ст. 22 Закона N 44-ФЗ. Именно этот метод разъясняется в разделе III Рекомендаций, включающем и п. 3.21, содержащий формулу расчета НМЦК данным методом, используемой в качестве средства такого расчета. Заметим, что в законе применительно к определению НМЦК слово "формула" не упоминается вовсе.

Как видим, обязанность определения и обоснования НМЦК установлена непосредственно Законом N 44-ФЗ. Рекомендации только разъясняет возможные способы определения и обоснования НМЦК с применением методов, указанных в Законе (п. 1.2 самих Рекомендаций). Начальная (максимальная) цена контракта является "отправной точкой", исходя из которых при осуществлении закупки конкурентными способами формируются предложения участников закупки по цене, которые должны быть ниже этой НМЦК, отражаемые по общему правилу в заявках на участие в закупке и фиксируемые в контракте (смотрите, в частности, ч. 1 ст. 54, ч.ч. 6, 7, 14 ст. 78, ч. 17 ст. 83 Закона N 44-ФЗ). В случае проведения электронного аукциона подача предложений по снижению НМЦК осуществляется в текущем режиме в ходе самой процедуры, и контракт заключается по цене, предложенной победителем аукциона (ч.ч. 4, 7-9 ст. 68, ч. 2 ст. 70 Закона N 44-ФЗ). Заметим также, что согласно ч. 3 ст. 93 Закона N 44-ФЗ в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта.

Постановление Правительства РФ от 13 января 2014 г. N 19, в свою очередь, на основании ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ устанавливает случаи, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта. Эта норма устанавливает исключение из общего правила, установленного той же ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. Иными словами, в данном случае речь идет о "качестве" цены, указываемой в контракте, - будет ли она являться твердой или ориентировочной, точный размер которой будет определяться по факту исполнения контракта. Такое различие можно проиллюстрировать на примере договоров купли-продажи (п.п. 1 и 2, 3 ст. 480 ГК РФ) и подряда (п.п. 4, 6 ст. 709 ГК РФ). Это видно из самого перечня случаев, данных в рассматриваемом постановлении: к ним относятся случаи заключения контракта на предоставление агентских услуг при условии установления в контракте зависимости размера вознаграждения агента от результата исполнения поручения принципала и заключения контракта на предоставление услуг по оценке недвижимого имущества при условии установления в контракте пропорционального отношения размера вознаграждения оценщика к оценочной стоимости подлежащего оценке имущества.

Соответственно, "формула цены" в данном случае употребляется по отношению к порядку определения цены по факту исполнения контракта путем расчета по установленной формуле.

На наш взгляд, представляется очевидным, что возможность установления ориентировочной цены с определением порядка ее расчета в порядке ("по формуле"), устанавливаемом условиями самого контракта, никоим образом не отменяет необходимость определения и обоснования НМЦК, при котором используется формула, предусмотренная Рекомендациями. Общее в этих случаях - только математический термин "формула".

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Серков Аркадий

Ответ прошел контроль качества

10 апреля 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики