Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

25.04.2014
ВОПРОС:
Предмет контракта звучит как "Поставка и установка корректоров на 4 газовые котельные с последующей пусконаладкой". Корректоры входят в состав газового счетчика и не могут существовать отдельно. Поэтому учреждение отнесло их стоимость на ст. 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ. Можно ли отнести работы по установке и пусконаладке тоже к ст. 340 КОСГУ, если предмет контракта включает в себя и поставку, и установку, и пусконаладку?
ОТВЕТ:

С учетом положений п.п. 99, 117 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, корректоры могут быть отнесены к материальным запасам как запасные части газового счетчика.

Расходы на приобретение (изготовление) объектов, относящихся к материальным запасам, осуществляются в соответствии с Указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н), за счет статьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ.

Таким образом, при приобретении корректоров учреждением обоснованно может применяться статья 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ.

Однако такой вывод полностью справедлив только для случая, когда учреждением с контрагентом заключен договор поставки (ст. 506, п. 2 ст. 525, ст. 526 ГК РФ). Дело в том, что ст. 421 ГК РФ устанавливает свободу договора. Так, стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров (например договоров поставки, возмездного оказания услуг, подряда и т.д.), предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора. В большинстве случаев суды при определении природы договора и отнесении его к смешанному договору исходят из того, что он должен содержать все существенные условия соответствующих договоров.

Мы считаем, что заключение учреждением одного смешанного договора, предусматривающего осуществление нескольких отличных по экономическому содержанию расходов, не может служить основанием для отражения всех этих расходов по какому-либо одному коду бюджетной классификации, если условия договора и предусмотренный порядок документального оформления расходов дают возможность однозначно отнести их на определенные статьи (подстатьи) КОСГУ.

Таким образом, если договор содержит все существенные условия как договора поставки, так и договора подряда, то он может быть признан смешанным. И если иное не будет вытекать из содержания договора, к отношениям сторон по такому договору будут применяться в соответствующих частях правила о договорах поставки и подряда. Отметим, что такой подход должен подтверждаться и порядком документального оформления результатов исполнения обязательств - по результатам осуществления поставки оформляется товарная накладная (например форма N ТОРГ-12), а приемка результатов работ осуществляется по акту.

В том случае, если обязанность контрагента по осуществлению установочных и пусконаладочных работ будет предусмотрена смешанным договором, речь уже следует вести о выполнении подрядчиком работ для учреждения.

Расходы по оплате работ (услуг), согласно Указаниям N 65н, относятся на статью 220 "Оплата работ, услуг" КОСГУ. При этом немаловажным основанием для отнесения данных расходов на конкретную подстатью статьи 220 КОСГУ являются формулировки, применяемые в договоре.

В случае, если работы осуществляются с целью поддержания и (или) восстановления функциональных, пользовательских характеристик объекта (например котельной) или были связаны с его ремонтом, то для оплату работ по установке и пусконаладочных работ следует осуществить за счет подстатьи 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ. При этом в предмете договора и в первичных документах, которые будет оформлять подрядная организация, желательно использовать формулировку "ремонтные работы на объекте... согласно локально сметному расчету..." или иные подобные формулировки. В самой же смете, подробно описывающей перечень ремонтных работ, желательно указывать перечень из нескольких "мелких" видов работ, которые выполняются при установке и пусконаладке корректоров.

Работы по установке (монтажу) и пусконаладочные работы в соответствии с требованиями Указаний N 65н оплачиваются за счет подстатьи 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.

Некоторые виды таких работ прямо упоминаются в данном документе, и соответственно, проблем с применением КОСГУ при их оплате у бюджетных учреждений, как правило, не возникает.

В то же время в отдельных случаях несколькими формулировками предмета договора может описываться, по сути, одна и та же хозяйственная операция, при этом одной из таких формулировок может быть следующая: "оплата работ по установке и пусконаладочные работы...".

В свою очередь, эти формулировки предмета договора могут предполагать применение различных статей (подстатей) КОСГУ. Например, монтаж составных (запасных) частей или строительных конструкций может рассматриваться в качестве работ по ремонту или модернизации (реконструкции) объектов основных средств. Или же работы по установке и пусконаладочные работы могут быть направлены на выполнение нормативных требований по эксплуатации определенных объектов.

В подобных ситуациях при составлении договоров (контрактов) желательно проявлять разумную осмотрительность, ведь сам по себе выбор в качестве предмета договора формулировки, содержащейся в Указаниях N 65н, вовсе не гарантирует "иммунитет" от претензий со стороны контролирующих органов, если суть хозяйственной операции не в полной мере соответствует предмету договора.

Согласно Указаниям N 65н расходы должны относиться на соответствующие статьи (подстатьи) КОСГУ в зависимости от экономического содержания конкретных хозяйственных операций.

Очевидно, что экономическое содержание конкретных расходов должно определяться на основании объективных критериев, которые позволяли бы оценивать хозяйственные операции с одинаковых позиций как сотрудникам госучреждений, так и специалистам органов финансового контроля, иных заинтересованных органов.

В настоящее время при оценке экономического содержания большинства расходов принято прежде всего исходить из предмета конкретного договора (контракта). Следовательно, при составлении договоров (контрактов) желательно соотносить их содержание с положениями Указаний N 65н.

В рассматриваемой ситуации, по нашему мнению, оплату по договору, предметом которого является "Поставка и установка корректоров с последующей пусконаладкой", следует оплачивать по нескольким кодам КОСГУ: поставку нефинансовых активов(корректоров) - за счет статьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ; установку и пусконаладочные работы - за счет подстатьи 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ. Результаты исполнения заключенного договора должны быть подтверждены, соответственно, накладной и актом выполненных работ.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

советник государственной гражданской службы Московской области 1 класса Левина Ольга

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор Монако Ольга

11 апреля 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики