Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бухучет и отчетность
-
28.04.2014
- Организация (общий режим налогообложения) планирует закупить спецодежду и выдать работникам склада. Организация не относится к организациям, для которых разработаны типовые нормы выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты. Необходимо ли организации самостоятельно разрабатывать и утверждать такие нормы для целей бухгалтерского и налогового учета?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В целях минимизации налоговых рисков в организации целесообразно на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда разработать повышенные нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты и утвердить их локальными нормативными актами.
Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся, в частности, затраты налогоплательщика на приобретение спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством РФ. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.
На основании п. 2 ст. 272 НК РФ датой осуществления материальных расходов признается дата передачи в производство сырья и материалов.
В силу ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить в том числе приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
В ст. 221 ТК РФ определено, что на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.
Пункт 5.2.31 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 610, предусматривает, что данное ведомство принимает типовые нормы бесплатной выдачи работникам сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты. Ранее этот вопрос относился к компетенции Минздравсоцразвития России.
Так, приказом Минздравсоцразвития России от 01.10.2008 N 541н были утверждены Типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением (далее - Типовые нормы).
В частности, Типовые нормы устанавливают нормы выдачи спецодежды кладовщикам, которыми, по нашему мнению, и следует руководствоваться вашей организации в рассматриваемой ситуации.
В то же время абзац 2 ст. 221 ТК РФ указывает, что работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения.
В п. 6 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н, также говорится, что работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения. Указанные нормы утверждаются локальными нормативными актами работодателя на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда и с учетом мнения соответствующего профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа и могут быть включены в коллективный и (или) трудовой договор с указанием типовых норм, по сравнению с которыми улучшается обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.
Таким образом, руководителем организации может быть принято решение о выдаче кладовщикам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты сверх норм, установленных Типовыми нормами. При этом повышенные нормы должны быть разработаны на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда и утверждены локальными нормативными актами организации.
В этом случае считаем, что налогоплательщик вправе учесть в целях налогообложения прибыли расходы на приобретение спецодежды и спецобуви для кладовщиков по таким повышенным нормам.
Аналогичного мнения придерживаются и работники уполномоченных органов.
Так, в письме Минфина России от 11.12.2012 N 03-03-06/1/645 говорится, что расходы работодателя на приобретение средств индивидуальной защиты могут быть учтены для целей налогообложения прибыли в пределах норм, предусмотренных законодательством, или по повышенным нормам, утвержденным локальными нормативными актами работодателя на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда. Схожие выводы были сделаны также, например, в письмах Минфина России от 16.02.2012 N 03-03-06/4/8, от 16.03.2011 N 03-03-06/1/143.
Отметим, что в ряде судебных решений (смотрите, например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 13.02.2008 N Ф03-А59/07-2/5933, ФАС Уральского округа от 29.05.2007 N Ф09-4020/07-С3, ФАС Поволжского округа от 26.07.2006 N А55-31040/05-3) высказывалась позиция, согласно которой расходы по приобретению специальной одежды не должны укладываться в действующие нормативы, поскольку это прямо не вытекает из норм налогового законодательства.
Что касается бухгалтерского учета, то действующие нормативные акты никак не ограничивают организации в величине признаваемых расходов на приобретение спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты.
Однако, на наш взгляд, с целью контроля за движением спецодежды и спецобуви на предприятии при ее отпуске в производство (эксплуатацию) целесообразно руководствоваться установленными в организации нормами ее выдачи.
Рекомендуем ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Учет передачи в эксплуатацию спецодежды;
- Энциклопедия решений. Учет приобретения спецодежды.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Завьялов Кирилл
Ответ прошел контроль качества
11 апреля 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним