Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

05.05.2014
ВОПРОС:
Производственная организация для осуществления своей деятельности арендует помещение, в договоре аренды информации о вывозе мусора с этой территории нет. Отдельного договора на вывоз мусора также нет, но сторонняя организация предоставляет контейнер и вывозит мусор, выставляя производственной организации (арендатору) счет. Автотранспорт в работе организация-арендатор не использует. Должна ли организация-арендатор вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

У организации-арендатора в данном случае отсутствует обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Вместе с тем, учитывая наличие судебных споров, рекомендуем обратиться за дополнительными разъяснениями в территориальный орган Росприроднадзора.

 

Обоснование вывода:

Согласно положениям п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются Законом N 7-ФЗ и иными федеральными законами.

К видам негативного воздействия на окружающую среду согласно положениям п. 2 ст. 16 Закона N 7-ФЗ относятся:

- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

- сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

- загрязнение недр, почв;

- размещение отходов производства и потребления;

- загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

- иные виды негативного воздействия на окружающую среду (например шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.*(1)).

В соответствии с п. 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Минприроды РФ 26.01.1993, плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.

Позиция Ростехнадзора сводится к тому, что все организации, производящие отходы, вне зависимости от того, какую деятельность они ведут, должны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. Единственным исключением из этого правила может быть переход права собственности на отходы, производимые организацией. Например, в случае, если договор, заключенный со специализированной организацией, имеющей лицензию на обращение с отходами, предусматривает переход права собственности на отходы (письма Ростехнадзора от 25.07.2007 N 04-09/1001, от 27.04.2007 N 04-09/455, смотрите также Апелляционное определение СК по гражданским делам Амурского областного суда от 20.08.2012). Как отмечено в письмах Ростехнадзора от 02.08.2007 N 04-18/1038, от 12.02.2007 N 04-09/170, в отношении отходов, образованных арендатором, для целей определения плательщика платы также является приоритетным вопрос определения лица, осуществляющего размещение отходов.

Применительно к аренде помещения отходы образуются в результате хозяйственной деятельности арендатора, а не в результате сдачи в аренду офисных помещений арендодателем. Таким образом, изначально собственником отходов будет являться именно арендатор.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).

Плата за размещение отходов предусмотрена п. 1 ст. 23 Закона N 89-ФЗ.

Согласно ст. 1 Закона N 89-ФЗ отходы производства и потребления (далее - отходы) - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

В свою очередь, в силу той же статьи размещение отходов - это хранение и захоронение отходов. Хранение отходов определяется как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Причем ст. 12 Закона N 89-ФЗ подразумевает размещение отходов на специально оборудованных сооружениях, внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. Размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, запрещено.

Из буквального прочтения Закона N 89-ФЗ можно сделать вывод, что деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. Таким образом, организация, не занимаясь размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона N 89-ФЗ (являясь, по сути, только их "производителем"), не оказывает негативное воздействие на окружающую среду, следовательно, не должна вносить плату за размещение отходов. К аналогичным выводам приходят и судьи (смотрите, например, постановления Президиума ВАС РФ от 12.07.2011 N 1752/11, от 17.03.2009 N 14561/08, ФАС Поволжского округа от 26.04.2011 N Ф06-1866/11, от 13.10.2010 N А12-25564/2009, от 17.03.2010 N А55-15472/2009, ФАС Северо-Западного округа от 01.03.2010 N Ф07-11130/2008, ФАС Волго-Вятского округа от 01.11.2011 N Ф01-4566/11, ФАС Центрального округа от 03.02.2010 N А23-1764/09А-11-67 и другие).

Правовая неопределенность в вопросе о том, на каких именно субъектов возлагается обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, отмечена и Конституционным Судом РФ, который, однако, указал, что "по имеющимся в распоряжении Конституционного Суда Российской Федерации данным, с принятием постановления Президиума ВАС РФ от 17.03.2009 N 14561/08 практику арбитражных судов по этому вопросу можно считать сложившейся и устойчивой" (постановление Конституционного Суда РФ от 05.03.2013 N 5-П).

Вместе с тем обращаем внимание, что практика судов общей юрисдикции по рассматриваемому вопросу противоречива.

В ряде случаев суды придерживаются позиции, в силу которой хранение отходов не посредством их специализированного размещения в специально оборудованных местах не освобождает предприятие от предусмотренной законом обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду (определение Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2010 N 78-ВПР10-33, апелляционное определение СК по гражданским делам Амурского областного суда от 20.08.2012). Хотя имеются и обратные примеры (смотрите, к примеру, решение Краснодарского краевого суда от 14.05.2013 по делу N 12-676/2013, решение Верховного Суда Республики Мордовия от 06.06.2012 N 7.2-39/2012, решение Волгоградского областного суда от 22.06.2011 по делу N 07р-373/11).

Таким образом, как мы полагаем, в рассматриваемой ситуации, поскольку организация не осуществляет деятельность в области обращения с отходами, у нее отсутствует обязанность по внесению платы за размещение отходов.

Вместе с тем, учитывая правовую неопределенность в вопросе, наличие противоречивой судебной практики и возможные претензии со стороны контролирующих органов, рекомендуем все же обратиться за официальными разъяснениями в территориальный орган Росприроднадзора, которому в соответствии с Указом Президента РФ от 23.06.2010 N 780 переданы функции Ростехнадзора в сфере охраны окружающей среды в области обращения с отходами.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

член Палаты налоговых консультантов Медведь Светлана

Ответ прошел контроль качества

14 апреля 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

 


*(1) Смотрите постановление Президиума ВАС РФ от 17.03.2009 N 14561/08.

Все консультации данной рубрики