Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

07.05.2014
ВОПРОС:
Физическое лицо (не ИП) является собственником трех объектов жилого недвижимого имущества, находящегося в РФ. Налоговый орган направил ему в форме уведомления на основании ст. 31 НК РФ запрос о предоставлении в пятидневный срок письменной информации об использовании данного имущества, о получаемом с него доходе и об уплате налогов с доходов. Физическое лицо было предупреждено об ответственности за непредоставление или несвоевременное предоставление информации. Правомерны ли действия налогового органа?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Требование налогового органа о представлении данной информации не основано на нормах НК РФ и может физическим лицом не выполняться.

 

Обоснование вывода:

Подпунктом 1 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговым органам предоставлено право требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.

Отметим, что данная норма, по своей сути, является общей и не может применяться вне связи со специальными нормами НК РФ, регламентирующими истребование у налогоплательщика соответствующих документов в рамках конкретных мероприятий налогового контроля.

Порядок истребования документов у налогоплательщика установлен ст.ст. 93 и 93.1 НК РФ.

В соответствии с нормами ст. 93 НК РФ осуществляется истребование документов в рамках проведения налоговых проверок, которые, в свою очередь, подразделяются на:

- камеральные - проводимые по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (ст. 88 НК РФ);

- выездные - проводимые на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, а в случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, - по месту нахождения налогового органа (ст. 89 НК РФ).

Как мы понимаем из содержания вопроса, в рассматриваемой ситуации речь не идет об истребовании документов в рамках проведения какого-либо вида налоговой проверки: запрос налогового органа не обусловлен проверкой налоговых деклараций физического лица и в отношении данного лица также не принималось решение о проведении выездной проверки.

Соответственно, документы могут быть истребованы у физического лица в соответствии с п. 2 ст. 93.1 НК РФ: в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.

Согласно п. 5 ст. 93.1 НК РФ лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).

Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок представления этих документов (информации).

Однако необходимо отметить следующее.

Во-первых, по смыслу приведенной нормы п. 2 ст. 93.1 НК РФ, а также в соответствии с положениями п.п. 3 и 4 ст. 93.1 НК РФ необходимым условием истребования документов является указание налоговым органом сведений, позволяющих идентифицировать конкретную сделку, в связи с которой запрашиваются документы (смотрите также постановления ФАС Волго-Вятского округа от 22.06.2012 N А29-8136/2011 и от 06.06.2012 N А29-7946/2011, ФАС Дальневосточного округа от 15.02.2012 N Ф03-6511/2011, ФАС Поволжского округа от 06.09.2011 N Ф06-7328/11 по делу N А72-8582/2010, ФАС Северо-Западного округа от 22.04.2011 N Ф07-1984/11 по делу N А56-36253/2010, ФАС Западно-Сибирского округа от 08.07.2009 N Ф04-3976/2009(10033-А27-41), от 02.02.2009 N Ф04-8010/2008(18346-А46-41) и от 26.01.2009 N Ф04-8148/2008(18787-А46-26)).

В данном случае это условие не выполняется.

Во-вторых, требование о представлении документов должно быть направлено налогоплательщику по установленной форме (приложение N 5 к приказу ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@), что в данном случае налоговым органом также не исполнено.

Причем указание информации, позволяющей идентифицировать конкретную сделку, в связи с которой запрашиваются документы, также предусмотрено и самой формой данного требования.

Подпунктом 11 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщикам предоставлено право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам.

Таким образом, требование налогового органа о представлении данной информации не основано на нормах НК РФ и может физическим лицом не выполняться.

В то же время отметим, что вопросы представления налогоплательщиками информации (документов) по требованиям налоговых органов являются предметом многочисленных судебных споров. Соответственно, нельзя исключить, что данную позицию физическому лицу придется отстаивать в суде.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Аксенов Михаил

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член МоАП Горностаев Вячеслав

18 апреля 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики