Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Госзакупки
-
12.05.2014
- Какой способ осуществления закупки и какой метод обоснования цены контракта в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" должен использовать заказчик при приобретении квартиры?
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) призван регулировать отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в том числе в части, касающейся заключения заказчиками контрактов, предметом которых является приобретение недвижимого имущества (п.п. 2-4 ч. 1 ст. 1 этого Закона).
Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения контрагентов или осуществляют закупки у единственного контрагента (ч. 1 ст. 24 Закона N 44-ФЗ). В соответствие с ч. 5 ст. 24 Закона N 44-ФЗ заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки. Данная норма получает развитие в ч. 2 ст. 48 Закона N 44-ФЗ, согласно которой заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 данного Закона.
Случаи, при которых возможно осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - контрагент), установлены ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. В связи с этим отметим, что п. 31 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ предусмотрена возможность заключения с единственным поставщиком контракта, предметом которого является приобретение нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения с учетом особенностей, установленных данным пунктом. Приобретение же квартиры, жилого помещения (с учетом его стоимости) ни под одно из оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, не подходит. Поэтому, учитывая требования Закона N 44-ФЗ, заказчику необходимо определять продавца квартиры, используя конкурентные способы: конкурс, электронный аукцион или запрос котировок. И лишь после признания соответствующего способа закупки несостоявшимся закупка может быть осуществлена в порядке, предусмотренном п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Отметим, что по смыслу положений ч. 2 ст. 59 Закона N 44-ФЗ закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 N 2019-р, должны осуществляться путем проведения электронного аукциона, проведение конкурса невозможно. Вопрос об отнесении определенных товаров, работ, услуг к конкретному коду ОКПД, на котором основан указанный Перечень, является в большей степени техническим, связанным с определением технической классификации товаров (товароведение). Вместе с тем мы можем заметить, что в период действия Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" контролирующие органы неоднократно давали разъяснения, что приобретение квартир для нужд заказчиков должно осуществляться по итогам открытого аукциона в электронной форме (смотрите, например, тему 5 Обзора разъяснений законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, апрель 2012), тему 3 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, июль 2011)). Полагаем весьма вероятным, что ФАС России будет придерживаться той же позиции и применительно к закупкам в соответствии Законом N 44-ФЗ.
По вопросу определения начальной (максимальной) цены контракта можем сказать следующее.
Согласно ч. 1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных указанным Законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным контрагентом, определяются и обосновываются заказчиком посредством применения одного или нескольких следующих методов, перечисленных в названной норме:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
Приоритетным, используемым по умолчанию методом для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным контрагентом, в соответствии с ч. 6 ст. 22 Закона N 44-ФЗ является метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Он заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным контрагентом, на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг (ч. 2 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).
Нормативный метод в настоящее время не применяется ввиду того, что не вступила в силу ст. 19 Закона N 44-ФЗ и отсутствуют установленные в соответствии с ней требования к закупаемым товарам, работам, услугам, предусматривающие установление предельных цен товаров, работ, услуг (ч. 7 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).
Тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством РФ цены закупаемых товаров, работ, услуг подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами (ч. 8 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).
Проектно-сметный метод применяется при закупке отдельных видов работ, названных в ч. 9 ст. 22 Закона N 44-ФЗ.
То есть все три эти способа в данной ситуации не могут быть применены.
Затратный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным контрагентом, как суммы произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли. Он используется в случае невозможности применения вышеуказанных методов или в дополнение к иным методам (ч. 10 ст. 22 Закона N 44-ФЗ). Таким образом, в рассматриваемой ситуации применить затратный метод заказчик сможет только при невозможности применить метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
Из приведенных выше норм следует, что метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) не может быть применен, если на рынке отсутствуют идентичные товары, работы, услуги, планируемым к закупкам, или при их отсутствии однородные товары, работы, услуги. Определение идентичности и однородности товаров, работ, услуг, сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг производится в соответствии с положениями ст. 22 Закона N 44-ФЗ и Методическими рекомендациями по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденными приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567.
Если применение метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) по указанным причинам будет невозможно и также будет невозможно использование затратного метода, то на основании ч. 12 ст. 22 Закона N 44-ФЗ заказчик будет вправе применить иные методы. В этом случае в обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным контрагентом, заказчик обязан включить обоснование невозможности применения методов, указанных в ч. 1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
23 апреля 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним