Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Госзакупки
-
14.05.2014
- Заказчиком в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" проводится открытый конкурс. В конкурсной документации было установлено требование о представлении заявки на участие в открытом конкурсе на бумажном носителе. При этом платежное поручение, прилагаемое к заявке, было представлено без оригинала штампа и подписи уполномоченного лица банка, а распечатано из системы "Банк Клиент". В связи с этим заявка участника была отклонена. Какая отметка должна быть в платежном поручении в рассматриваемой ситуации? Правомерно ли была отклонена данная заявка?
В силу ч. 1, ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса. При этом участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Согласно п. 5 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе. При этом в указанной норме законодатель конкретизировал требование об обеспечении: платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе должно иметь отметку банка, либо в случае представления копии платежного поручения оно должно быть заверено банком.*(1)
Платежное поручение - это расчетный (платежный) документ, содержащий распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке (п. 1 ст. 863 ГК РФ, пп. 1.12, 5.1 Положения Банка России от 19.06.2012 N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств" - далее Положение N 383-П). Платежное поручение может составляться, приниматься к исполнению и исполняться как на бумажном носителе, так и в электронном виде (п. 5.4 Положения N 383-П). При этом в соответствии с Приложением 1 к Положению N 383-П в поле 45 "Отметки банка" на бумажном носителе проставляются штамп банка плательщика и подпись уполномоченного лица банка плательщика, штамп банка получателя средств и подпись уполномоченного лица банка получателя средств. В платежном поручении в электронном виде и на бумажном носителе банк получателя средств указывает дату исполнения в порядке, установленном для реквизита "Дата", то есть цифрами в формате, установленном банком (день - две цифры, месяц - две цифры, год - четыре цифры).
Поскольку конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации (ч. 3 ст. 53 Закона N 44-ФЗ), соответственно, действия конкурсной комиссии можно признать правомерными, в случае, если на представленном платежном поручении, принятом к исполнению, отсутствовала отметка банка:
- при исполнении платежного поручения на бумажном носителе - это штамп банка плательщика и подпись уполномоченного лица банка плательщика, штамп банка получателя средств и подпись уполномоченного лица банка получателя средств и дата исполнения;
- при исполнении платежного поручения в электронном виде - это отметка банка получателя с датой исполнения.
Правомерность отклонения заявки в случае отсутствия отметки банка подтверждается и контролирующими органами (смотрите приложение N 2 к письму Федеральной антимонопольной службы от 23.01.2014 N ИА/2111/14 "По вопросу применения норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при привлечении лиц к административной ответственности за нарушения, допущенные при размещении заказов").
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Павлова Наталия
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем
18 апреля 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) Отметим, что и ранее действовавшим Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона N 94-ФЗ) также была предусмотрена обязанность участника закупки прилагать к заявке на участие документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки, если заказчиком установлено такое требование (пп. "а" п. 3 ч. 3 ст. 25 Закона N 94-ФЗ). Однако каких-либо специальных требований к оформлению указанного платежного поручения Закон N 94-ФЗ не содержал. Именно на этом основании ФАС России признавала неправомерным отклонение заказчиком заявки по причине отсутствия отметки банка (смотрите, например, постановление Федеральной антимонопольной службы от 26.08.2013 по делу N К-1746/12/АК808-13).
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним