Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Госзакупки
-
15.09.2011
- Возможно ли заключение трехсторонних государственных контрактов на оказание услуг для государственных нужд при условии, что одна сторона - государственный заказчик; вторая - плательщик; третья - исполнитель?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заключение трехстороннего государственного контракта допустимо.
Обоснование вывода:
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) под государственным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени РФ или субъекта РФ в целях обеспечения государственных нужд.
В силу ч. 1 ст. 2 Закона N 94-ФЗ законодательство РФ о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ и состоит из Закона N 94-ФЗ, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов, при этом нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать Закону N 94-ФЗ. В свою очередь, ч. 2 ст. 9 Закона N 94-ФЗ предусматривает, что контракт заключается в порядке, предусмотренном ГК РФ и иными федеральными законами с учетом положений Закона N 94-ФЗ.
Таким образом, к государственным контрактам применяются нормы Гражданского кодекса РФ, если Законом N 94-ФЗ не предусмотрено иного.
Гражданский кодекс РФ допускает возможность заключения многостороннего договора (ст. 154 ГК РФ). Законом N 94-ФЗ, в свою очередь, никаких особых требований к субъектному составу государственного контракта не предусмотрено, что, в свою очередь, означает, что заключение многосторонних сделок при размещении государственного заказа не противоречит законодательству. Аналогичной точки зрения придерживаются и специалисты Минфина России (письма от 16.09.2008 N 02-07-10/2773 и от 29.05.2008 N 02-13-10/1548).
В то же время существует точка зрения, что из положений гражданского законодательства, в частности ст. 526 ГК РФ, следует, что взаимные обязательства по договору (контракту) возникают у двух лиц: государственного заказчика и поставщика (исполнитель), при этом иное лицо может быть указано в контракте, но оно никак не влияет на взаимные обязательства сторон государственного контракта (решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 03.08.2010 N 3-20/10).
Тем не менее следует учитывать, что в ст. 516 ГК РФ, которая применяется к отношениям по поставке товаров для государственных нужд в силу п. 2 ст. 525 ГК РФ, говорится о том, что договором поставки может быть предусмотрено, что оплата товаров осуществляется третьим лицом - получателем или плательщиком. А принятие на себя таким третьим лицом обязанности по оплате путем участия в качестве третьей стороны в договоре законодательством не запрещено.
Таким образом, заключение государственного контракта между государственным заказчиком и исполнителем с включением в государственный контракт иного лица в качестве плательщика по данному контракту допустимо.
Косвенно это подтверждают материалы судебной практики, из которых видно, что арбитражные суды, рассматривая споры по таким контрактам, не признавали сами эти контракты неправомерными (смотрите, например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 27.02.2010 N Ф07-444/2010, ФАС Поволжского округа от 25.08.2010 по делу N А12-22753/2009 и от 12.08.2010 по делу N А12-22746/2009, ФАС Западно-Сибирского округа от 06.05.2011 N Ф04-2847/10 и от 07.07.2009 N Ф04-3898/2009(9809-А03-12)).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Котыло Игорь
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним