Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Госзакупки
-
22.05.2014
- Согласно п. 2 части 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ устанавливается такое требование к участнику, как "правомочность участника закупки заключать контракт". Каким документом подтверждается правомочность участника закупки заключать контракт?
Прежде всего напомним, что Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) вступил в силу только 1 января 2014 года. Поэтому правоприменительная практика по нему еще не выработана, официальных разъяснений по заданному Вами вопросу, насколько нам известно, также еще не издавалось. Соответственно, мы можем высказать только своё экспертное мнение по толкованию норм этого Закона, причем дать однозначный ответ на вопрос о надлежащем подтверждении правомочности не представляется возможным. Поясним почему.
Согласно п. 4 ст. 3 Закона N 44-ФЗ участником закупки признается любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Таким образом, требование о правомочности заключать контракт означает требование о правомочности конкретного физического или юридического лица (а не его представителей, органов) заключать контракт.
Исходя из того, что требования к участникам и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих правомочность участника заключать контракт, указываются заказчиком в извещениях о проведении конкурса (п. 2 ч. 3 ст. 49, ч. 2 ст. 85 Закона N 44-ФЗ), электронного аукциона (п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона N 44-ФЗ), запроса котировок (п. 1 ч. 1 ст. 73 Закона N 44-ФЗ), запроса предложений (п. 2 ч. 4 ст. 83 Закона N 44-ФЗ), то есть в каждом случае закупки товара, работ, услуг индивидуально, полагаем, что правомочность участника закупки заключить контракт означает право конкретного лица заключить контракт на поставку конкретного товара, оказание конкретных услуг, выполнение конкретных работ.
Однако наряду с требованием о правомочности участника заключить контракт ст. 31 Закона N 44-ФЗ установлено положение о соответствии участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (п. 1 ч. 1 указанной статьи). Под этим требованием обычно понимают наличие лицензии или членство в саморегулируемой организации, когда такие требования установлены законодательством, регулирующим соответствующий вид деятельности.
Поэтому можно допустить, что требования п. 2 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ фактически дублируют требования п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
Также можно предположить, что речь идет о подтверждении отсутствия ограничений на осуществление участником закупки - юридическим лицом той или иной деятельности, которые могут быть установлены его учредительными документами (смотрите, например, п. 2 ст. 2 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"). Однако предоставление участниками закупки - юридическими лицами своих учредительных документов в составе заявки на участие в конкурсе прямо предусмотрено пп. "д" п. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ, поэтому в таком случае также приходится признавать дублирование требований.
Наконец, можно предположить, что требование п. 2 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ охватывает не только наличие лицензии или членства в саморегулируемой организации, но означает, в частности, и правомочность участника закупки распоряжаться имуществом, являющимся предметом контракта. Например, при заключении контракта на аренду или приобретение недвижимого имущества (Закон N 44-ФЗ распространяется на такие договоры в силу п. 3 ч. 1 ст. 1 указанного Закона) - наличие у арендодателя или продавца недвижимого имущества права собственности на сдаваемое в аренду имущество либо наличие у арендодателя такого права в силу закона или правомочий, предоставленных собственником (ст. 209, ст. 608 ГК РФ). В качестве документов, подтверждающих правомочность участника закупки на сдачу имущества в аренду, могут быть представлены свидетельство о государственной регистрации права собственности, согласие собственника на сдачу имущества в аренду (п. 2 ст. 615 ГК РФ, п. 2 ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").
По мнению представителей Минэкономразвития России, изложенному в письме N Д28и-275 от 14.03.2014, документами, на основании которых определяется правомочность участника закупки заключать контракт, являются устав, учредительный договор, свидетельство о государственной регистрации юридического лица. Однако подчеркнем, что Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному толкованию положений законодательства, на что указано и в приведенном письме. За официальными разъяснениями по вопросам применения Закона N 44-ФЗ следует обращаться в ФАС (смотрите Положение о Федеральной антимонопольной службе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
21 апреля 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним