Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

22.05.2014
ВОПРОС:
В учетной политике казенного учреждения предусмотрено, что системные блоки закупаются по подстатье КОСГУ 340. За счет этой статьи в 2014 году были закуплены системные блоки в качестве запасных частей для компьютеров. Может ли учреждение сформировать из приобретенных системных блоков и уже имеющихся мониторов (на счете 105) рабочие станции и оприходовать их в качестве объектов основных средств? Не будет ли в данном случае закупка системных блоков по подстатье КОСГУ 340 классифицирована как нецелевое использование бюджетных средств?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

В рассматриваемой ситуации приобретение системных блоков за счет статьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ не может быть квалифицировано как нецелевое использование бюджетных средств.

 

Обоснование позиции:

В целях группировки операций, осуществляемых в секторе государственного управления, применяется Классификация операций сектора государственного управления (КОСГУ).

Перечень кодов КОСГУ, применяемых в настоящее время, приведен в Приложении N 4 к Указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н).

Отнесение расходов (доходов) на тот или иной код КОСГУ должно осуществляться, прежде всего, исходя из экономического содержания определенной операции.

Согласно Указаниям N 65н расходы на приобретение объектов, которые в дальнейшем в соответствии с действующим порядком ведения бухгалтерского учета могут учитываться в составе нефинансовых активов, относятся на соответствующие статьи группы 300 "Поступление нефинансовых активов" КОСГУ.

Так, расходы на приобретение объектов, относящихся к основным средствам, осуществляются за счет статьи 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ, а расходы на приобретение объектов, относящихся к материальным запасам - за счет статьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ.

Объект имущества обязательно должен приниматься к балансовому учету в качестве отдельного объекта основных средств, если он отвечает условиям отнесения соответствующего вида имущества к обособленным объектам основных средств (такие условия приведены в п.п. 38, 39, 41 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция N 157н). В частности, объект должен:

1) принадлежать учреждению на праве оперативного управления;

2) предназначаться для использования в деятельности организации;

3) иметь срок полезного использования более 12 месяцев;

4) предназначаться для выполнения определенных самостоятельных функций.

При этом данные объекты не должны прямо относиться к материальным запасам в соответствии с п. 99 Инструкции N 157н.

Любое решение об отнесении материальных ценностей к соответствующей группе нефинансовых активов (основные средства или материальные запасы) является субъективным - оно основывается на профессиональном суждении конкретных должностных лиц учреждения, в котором будет осуществляться использование (эксплуатация) имущества. Именно поэтому специалисты финансового ведомства указывают: такие решения относятся к компетенции сотрудников госучреждения, которые обладают полной и достоверной информацией, необходимой для их принятия (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 27.02.2012 N 02-07-10/534).

Подобное решение принимается при участии специалистов бухгалтерской службы профильной комиссией организации (п. 34 Инструкции N 157н). Согласно требованиям локальных нормативных актов, принятых в учреждении, оно может быть оформлено в письменной форме и должно содержать заключение о выполнении в отношении соответствующих объектов имущества условий учета в качестве отдельных основных средств.

Целесообразно также утвердить в учетной политике учреждения в соответствии с требованиями ст. 8 Закона N 402-ФЗ и п. 6 N 157н, приказами (распоряжениями) руководителя методы оценки отдельных видов имущества и иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета, в части применения статей КОСГУ по отдельным видам имущества.

Отметим, что анализ положений нормативных правовых актов, разъяснений специалистов уполномоченных органов, судебной практики и авторских материалов позволяет выделить следующие возможные варианты организации учета системных блоков:

- системные блоки рассматриваются в качестве запасных (составных) частей компьютеров, являющихся отдельными инвентарными объектами, соответственно, их приобретение должно осуществляться за счет статьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ.

- системные блоки могут учитываться в качестве самостоятельных объектов основных средств, в этом случае их приобретение должно осуществляться за счет статьи 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ.

При выборе второго варианта учета системных блоков учреждению следует быть готовым к отстаиванию своей позиции в суде, так как подобная организация учета зачастую идет вразрез с мнением контролирующих органов.

При этом суды, рассматривая подобные споры, встают как на сторону учреждений*(1), так и на сторону контролирующих органов*(2).

Так как ситуация с приобретением системных блоков учреждениями является спорной на протяжении нескольких лет, казенное учреждение может подготовить обоснования своей точки зрения, в частности:

1. Порядок применения бюджетной классификации при приобретении определенных активов (групп активов) можно согласовать путем утверждения уполномоченным органом соответствующих документов или приложений (расшифровок) к ним (к таким документам, например, относятся сметы, методические рекомендации (указания));

2. В учреждении следует сформировать единый подход к отнесению приобретаемых материальных ценностей к основным средствам или материальным запасам. Иными словами, должны быть исключены случаи, когда аналогичное имущество относится как к основным средствам, так и к материальным запасам. Как, например, в рассматриваемом случае в учетной политике учреждения предусмотрено, что системные блоки закупаются за счет статьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ;

3. Уже на этапе принятия решения о приобретении того или иного имущества в учреждении следует подготовить "набор аргументов", обосновывающих применение соответствующей статьи КОСГУ. Итогом подобной работы должно стать оформленное в письменной форме решение комиссии по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе.

В заключение традиционно напомним, что ответственность за нецелевое использование бюджетных средств не может быть применена в том случае, когда исходя из содержания нормативных документов невозможно с очевидностью установить, на какой код бюджетной классификации участнику бюджетного процесса следовало бы отнести осуществленные им расходы (расходы могли бы быть равным образом отнесены на различные коды бюджетной классификации) (п. 14.1 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23).

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:

- Энциклопедия решений. Учет компьютерной техники в госучреждении;

- Энциклопедия решений. Статьи 310 "Увеличение стоимости основных средств" и 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ;

- Энциклопедия решений. Нецелевое использование бюджетных средств при приобретении нефинансовых активов;

- Энциклопедия решений. Квалификация расходов, осуществляемых получателями бюджетных средств, в качестве нецелевого использования бюджетных средств.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

советник государственной гражданской службы Московской области 1 класса Левина Ольга

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор Монако Ольга

8 мая 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

 


*(1) Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2011 N 08АП-8357/11).

*(2) Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.03.2012 N Ф02-601/12 по делу N А74-919/2011 (определением ВАС РФ от 23.07.2012 N ВАС-8954/12 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора).

Все консультации данной рубрики