Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Госзакупки
-
08.09.2011
- Является ли обязательным представление в составе заявки участником размещения заказа для государственных и муниципальных нужд свидетельства о допуске к осуществлению генподрядных работ при строительстве, реконструкции, капитальному строительству объекта? Участник размещения заказа планирует и самостоятельно выполнять работы, являющиеся предметом размещения заказа, и привлекать субподрядчиков для их непосредственного выполнения.
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Включение в документацию о торгах по размещению заказа на выполнение строительных работ, для выполнения которых требуется свидетельство о допуске, требования о приложении к заявке на участие в торгах соответствующего свидетельства правомерно.
Судебная практика также допускает возможность включения такого требования в запрос котировок.
Если участник торгов предполагает выполнять строительные работы, являющиеся предметом торгов, лично, то он обязан представить свидетельства о допуске к выполняемым им видам работ. Если же подрядчик привлекает для выполнения таких работ других лиц, то он обязан иметь свидетельство о допуске к осуществлению работ по организации строительства.
Обоснование вывода:
В соответствии с п. 10 ч. 4 ст. 22, ч. 4 ст. 34, ч. 5 ст. 41.6 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) документация о торгах должна содержать в том числе требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со ст. 11 Закона N 94-ФЗ.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона N 94-ФЗ в качестве обязательного требования к участникам размещения заказа установлено соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Так, согласно ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией (далее - СРО) свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Таким образом, если предметом торгов является выполнение строительных работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, заказчик в документацию о торгах обязан включить требование о приложении к заявке на участие в торгах соответствующего свидетельства о допуске.
Аналогичные разъяснения неоднократно давала и ФАС России (смотрите, например, п. 1 Обзора разъяснений законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, подготовленного Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, июнь 2011 г., п. 2 Обзора разъяснений законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, подготовленного Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, январь 2011 г., п. 4 Обзора разъяснений законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, подготовленного Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, ноябрь 2010 г., и другое).
Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, согласно ч. 4 ст. 55.8 ГрК РФ, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время действует Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденный приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. N 624 (далее - Перечень). Обратим внимание, что из п. 2 указанного приказа, а также Примечания к Перечню следует, что необходимость наличия допуска к выполнению работ определяется не только принадлежностью работ к определенному виду, но и выполнением их на тех или иных объектах. Поэтому сам по себе факт наличия в Перечне каких-либо работ не свидетельствует о том, что такие работы должны осуществляться исключительно при наличии свидетельства СРО о допуске к таким видам работ (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 сентября 2009 г. N 11АП-5010/2009).
Также обратим внимание, что согласно п. 33 раздела III Перечня допуск СРО необходимо иметь привлекаемому застройщиком или заказчиком на основании договора юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю (генеральному подрядчику) для осуществления работ по организации строительства на объектах, перечисленных в этом пункте.
Понятие "генеральный подрядчик" раскрывается в п. 1 ст. 706 ГК РФ. Согласно указанной норме, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Соответственно, если подрядчик выполняет работы лично без привлечения сторонних организаций, о генеральном подряде речь не идет. Следовательно, подрядчик обязан иметь свидетельства о допуске к выполняемым им видам работ, а свидетельство о допуске для осуществления работ по организации строительства в качестве генерального подрядчика он в этом случае представлять не должен.
Если же подрядчик привлекает для выполнения строительных работ других лиц и, следовательно, выполняет функции генерального подрядчика, то он обязан иметь свидетельство о допуске для осуществления работ по организации строительства.
Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минрегиона России от 30 апреля 2010 г. N 17906-ИП/08 и ФАС России от 23 мая 2011 г. N ИА/19714.
В соответствии со ст. 44 Закона N 94-ФЗ котировочная заявка должна содержать сведения о наименовании, месте нахождения, банковских реквизитах участника размещения заказа, ИНН, наименовании и характеристиках поставляемых товаров, согласии участника размещения заказа исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок, цене товара, работы, услуги с указанием сведений о включенных или не включенных в нее расходах.
Таким образом, нормы Закона N 94-ФЗ не содержат прямых указаний на возможность обязания поставщика (исполнителя, подрядчика) предоставлять заказчику какие-либо документы для участия в запросе котировок.
По мнению ФАС России, установление заказчиком в извещении о проведении запроса котировок требования о представлении участником размещения заказа в составе котировочной заявки, в частности, свидетельства СРО о допуске к выполнению определенных работ является нарушением ст. 44 Закона N 94-ФЗ, основанием для отмены запроса котировок и привлечения к административной ответственности (смотрите, например, решение и предписание ФАС России от 29 апреля 2010 г. N К-217/10 "По делу о нарушении законодательства о размещении заказов").
Однако в судебной практике встречается и противоположная позиция. В некоторых случаях суды прямо говорят о возможности применения правил о торгах при проведении запроса котировок (смотрите, например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 18 декабря 2008 г. N А56-11695/2008). Кроме того, имеет место такая позиция: запрос котировок может содержать требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, а котировочная заявка должна содержать указание на согласие участника с условиями контракта. Поэтому в том случае, если запросом котировок и котировочной заявкой предусмотрено обязательное наличие у участника размещения заказа, например, лицензий на определенные виды деятельности, сертификатов качества продукции, то участник должен быть готов подтвердить их наличие (смотрите, например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 8 сентября 2008 г. N А05-3799/2008, ФАС Уральского округа от 3 марта 2008 г. N Ф09-1032/08-С5, определение ВАС РФ от 30 июля 2008 г. N 9526/08).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Штукатурова Татьяна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним