Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Госзакупки
-
03.06.2014
- Муниципальное бюджетное учреждение в своей работе использует произведения авторов (например для постановки спектаклей), для чего заключает лицензионные договоры с Российским авторским обществом (РАО). Подпадает ли заключение данных договоров под действие Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"? Если да, можно ли заключить с РАО данные договоры как с единственным поставщиком?
Прежде всего отметим, что Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) вступил в силу с 1 января 2014 года (ч. 1 ст. 114 этого Закона). Поэтому какая-либо правоприменительная практика по нему практически отсутствует, официальных разъяснений по данному вопросу, насколько нам известно, также еще не издавалось. Соответственно, мы можем высказать только своё экспертное мнение по толкованию норм этого Закона.
Литературные произведения, драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения, хореографические произведения и пантомимы, музыкальные произведения с текстом или без текста относятся к произведениям искусства (результатам интеллектуальной деятельности) и являются охраняемыми объектами авторских прав (п. 1 ст. 1259, п. 1 ст. 1225 ГК РФ), включающих в себя исключительное право, которое является правом имущественным (п. 1 ст. 1255, ст. 1226 ГК РФ). Исключительное право использовать произведение в соответствии со ст. 1229 ГК РФ в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в п. 2 ст. 1270 ГК РФ (п. 1 ст. 1270 ГК РФ), принадлежит автору произведения или иному правообладателю.
По общему правилу другие лица не могут использовать соответствующий результат интеллектуальной деятельности без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ. Однако в силу п. 1 ст. 1242 ГК РФ обладатели авторских и смежных прав могут создавать основанные на членстве некоммерческие организации, на которые в соответствии с полномочиями, предоставленными им правообладателями, возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе (организации по управлению правами на коллективной основе или организации по коллективному управлению правами). Одной из таких организаций является аккредитованная общероссийская общественная организация "Российское Авторское Общество" (далее - РАО).*(1)
В соответствии с п. 1 ст. 1243 ГК РФ РАО заключает с пользователями лицензионные договоры о предоставлении им прав, переданных ему в управление правообладателями, на соответствующие способы использования объектов авторских и смежных прав на условиях простой (неисключительной) лицензии и собирает с пользователей вознаграждение за использование этих объектов. В случаях, когда объекты авторских и смежных прав в соответствии с ГК РФ могут быть использованы без согласия правообладателя, но с выплатой ему вознаграждения, РАО заключает с пользователями договоры о выплате вознаграждения и собирает средства на эти цели.
Закон N 44-ФЗ, направленный на регулирование отношений по обеспечению государственных и муниципальных нужд в сфере закупок товаров, работ и услуг, регламентирует правоотношения, связанные с заключением гражданско-правовых договоров (контрактов), предметом которых являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч.ч. 1, 4 и 5 ст. 15 данного Закона (п. 3 ч. 1 ст. 1, п. 7 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).
Необходимость применения положений Закона N 44-ФЗ бюджетными учреждениями либо иными юридическими лицами, перечисленными в ст. 15 данного Закона, обусловлена фактом расходования бюджетных и иных средств. Участником закупки же в соответствии с п. 4 ст. 3 Закона N 44-ФЗ может являться любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Отметим, что формулировка норм п. 3 ч. 1 ст. 1, п. 7 ст. 3 Закона N 44-ФЗ, определяющих сферу применения указанного Закона, не совсем соответствует положениям Гражданского кодекса РФ, на которых в том числе Закон основывается (ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ), поэтому четко определить сферу действия Закона по отношениям затруднительно. При этом системный анализ положений Закона N 44-ФЗ показывает, что его положения применяются ко всем прямо упомянутым в нем видам договоров, в том числе к договорам на отчуждение исключительного права на объекты интеллектуальной собственности (п. 13 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
При осуществлении закупок заказчики используют конкурентные способы определения контрагентов (аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений) либо осуществляют закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя (далее - "контрагент"). Выбор способа производится заказчиком в соответствии с положениями главы третьей Закона N 44-ФЗ (ч.ч. 1, 2, 5 ст. 24 Закона N 44-ФЗ). Согласно ч. 2 ст. 48 Закона N 44-ФЗ заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона N 44-ФЗ.
Исчерпывающий перечень случаев закупки у единственного контрагента содержится в ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Так, согласно п. 13 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ закупка у единственного контрагента возможна в случае, если речь идет о закупке произведений литературы и искусства определенных авторов (за исключением случаев приобретения кинопроектов в целях проката), исполнений конкретных исполнителей, фонограмм конкретных изготовителей для нужд заказчиков в случае, если единственному лицу принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на такие произведения, исполнения, фонограммы.
Отметим, что формулировка данного пункта перекликается с нормой п. 18 ч. 2 ст. 55 утратившего силу Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и ранее нами уже рассматривался вопрос о некорректности формулировки "приобретение произведений литературы" в контексте указанной нормы.*(2) Вместе с тем, в отличие от нормы, утратившей силу, положения п. 13 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ регламентируют приобретение произведений литературы и искусства не только у самих авторов, но также у лиц, имеющих исключительную лицензию на указанные произведения. Отсюда, на наш взгляд, можно сделать вывод о том, что под "приобретением произведения" в данном случае понимается приобретение прав на использование произведения как на основании договора об отчуждении исключительного права, так и на основании лицензионного (сублицензионного) договора.
В рассматриваемом случае фактически речь идет о приобретении заказчиком (бюджетным учреждением культуры) у правообладателя (полномочия которого осуществляет РАО) права на использование произведения на основании лицензионного договора, заключаемого в соответствии с п. 1 ст. 1286 ГК РФ, не предполагающего отчуждение исключительных прав на произведение.
Положения п. 14 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ предусматривают закупку у единственного контрагента печатных изданий или электронных изданий определенных авторов у издателей таких изданий в случае, если указанным издателям принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на использование таких изданий, а также оказание услуг по предоставлению доступа к электронным изданиям для обеспечения деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений, государственных и муниципальных библиотек, государственных научных организаций. Однако, поскольку РАО не является издателем и, как указывалось, не обладает исключительными правами на использование произведений, положения п. 14 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ в рассматриваемой ситуации применить нельзя.
Также неприменимо в данном случае и положение п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, предусматривающего закупки у единственного поставщика товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, поскольку РАО не является субъектом естественных монополий (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях").
Таким образом, на наш взгляд, договор с РАО, как с единственным поставщиком, можно заключить, руководствуясь п. 13 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, поскольку предметом такого договора будет являться "приобретение произведения" (на основании лицензионного договора) у лица, реализующего полномочия правообладателя на осуществление исключительного права на произведение.
Также в рассматриваемой ситуации можно применить п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, регламентирующий случай закупки у единственного контрагента на сумму, не превышающую ста тысяч рублей (при соблюдении условий указанного пункта).
Отметим, однако, что данная позиция является нашим экспертным мнением. Для получения официального разъяснения рекомендуем обратиться в Министерство экономического развития РФ или Федеральную антимонопольную службу.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем
14 мая 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) Российское авторское общество является аккредитованной организацией по управлению правами на коллективной основе на осуществление деятельности в сфере осуществления прав композиторов, являющихся авторами музыкальных произведений (с текстом или без текста), использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение или сообщение в эфир или по кабелю такого аудиовизуального произведения в соответствии с приказом Министерства культуры РФ от 15.08.2013 N 1165, а также аккредитованной организацией по управлению правами на коллективной основе на осуществление деятельности в сфере управления исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без текста) и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции в соответствии с приказом Министерства культуры РФ от 15.08.2013 N 1164.
*(2) Вопрос: Бюджетное учреждение заключает лицензионный договор на использование уже созданного произведения литературы, написанного в соавторстве, с выплатой авторам единовременного вознаграждения, размер которого превышает 100 000 рублей. Нужно ли при заключении договора руководствоваться нормами Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ, поскольку теоретически имущественные права могут рассматриваться как товар? Если да, то можно ли воспользоваться способом размещения заказа "у единственного поставщика" на основании п. 18 части 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ, хотя исключительные права на произведение принадлежат не единственному лицу, а группе авторов? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2011 г.)
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним