Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

04.06.2014
ВОПРОС:
В здании принадлежащего компании торгового центра произошел несчастный случай: покупательница поскользнулась и в результате падения получила переломы левой ноги и левой руки. Потерпевшая предъявила претензию компании о компенсации морального вреда. Стороны заключили соглашение о выплате компенсации во внесудебном порядке. На основании п. 3 ст. 217 НК РФ компенсации, связанные с возмещением вреда здоровью, не облагаются НДФЛ. В некоторых источниках утверждается, что необлагаемой является только компенсация, выплачиваемая на основании решения суда со ссылкой на ст. 151 ГК РФ. По мнению организации, ст. 151 ГК РФ применяется в целях защиты прав граждан, если причинитель вреда отказывается компенсировать моральный вред. В данном же случае компенсация выплачивается добровольно, но на нее также должно распространяться действие п. 3 ст. 217 НК РФ. Верно ли это утверждение?
ОТВЕТ:

1. В силу положений ст. 41 НК РФ доходом в целях налогообложения признается экономическая выгода, получаемая налогоплательщиком. При определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ (ст. 210 НК РФ). Перечень доходов, не подлежащих обложению НДФЛ (освобождаемых от налогообложения), содержится в ст. 217 НК РФ.

Так, пунктом 3 ст. 217 НК РФ предусмотрено, что не подлежат обложению НДФЛ все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных в том числе с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.

Отношения, возникающие вследствие причинения вреда, регулируются главой 59 ГК РФ. Пункт 1 ст. 1064 ГК РФ устанавливает, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшему компенсацию сверх возмещенного вреда.

Помимо возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья, возмещению может подлежать также и моральный вред. В соответствии со статьей 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 ГК РФ.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В силу п. 2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

На основании указанных норм гражданского законодательства Минфин России и налоговые органы придерживаются следующей позиции: поскольку в соответствии с положениями ст.ст. 151 и 1101 ГК РФ обязанность возмещения морального вреда и его размер определяются судом, то выплата в возмещение морального вреда не облагается НДФЛ только в том случае, если имеется соответствующее судебное решение (либо утвержденное в процессе судебного разбирательства мировое соглашение) о возмещении морального вреда лицу, не являющемуся работником организации, с указанием размера такого возмещения. Если организация возмещает моральный вред на основании взаимного соглашения, то такая выплата подлежит обложению НДФЛ в общеустановленном порядке. Данные выводы содержатся в письмах Минфина России от 03.10.2013 N 03-04-07/41151, от 28.05.2013 N 03-04-05/19242, от 24.05.2013 N 03-04-06/18724, от 25.09.2012 N 03-04-06/9-288, от 28.08.2012 N 03-04-05/6-1009, от 02.07.2012 N 03-04-06/9-189, от 26.03.2008 N 03-04-06-01/65, ФНС России от 24.10.2013 N БС-4-11/19074@.

В то же время действующее законодательство не запрещает причинителю вреда компенсировать его в добровольном порядке, если между ним и лицом, понесшим моральный ущерб, будет достигнуто соглашение о размере такой компенсации. При этом добровольное удовлетворение требования о компенсации морального вреда не лишает потерпевшего права на обращение в суд с аналогичным иском. Окончательное решение вопроса о компенсации морального вреда (в случае возникновения разногласий между сторонами) ГК РФ относит исключительно к компетенции суда.

Поскольку в соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ все виды установленных действующим законодательством РФ компенсационных выплат, связанных в том числе с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а в силу норм гражданского законодательства моральный вред может быть возмещен и в добровольном порядке (его размер может быть установлен соглашением сторон), то, на наш взгляд, положения указанного пункта могут применяться и для случаев возмещения морального вреда на основании взаимного соглашения. Полагаем, что нормы п. 3 ст. 217 НК РФ не предусматривают в качестве условия освобождения компенсаций от обложения НДФЛ обязательность данных выплат в силу требований законодательства, что косвенно подтверждают выводы, сделанные, например, в письме Минфина России от 06.08.2010 N 03-04-06/6-165.

Отметим, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ).

Вместе с тем, принимая во внимание указанную ранее позицию контролирующих органов, если организация примет решение не облагать компенсацию морального вреда, выплаченную в добровольном порядке на основании подписанного сторонами взаимного соглашения (а не на основании решения суда либо утвержденного в ходе судебного разбирательства мирового соглашения), то высока вероятность возникновения разногласий с налоговыми органами (смотрите, например, письмо УФНС России по г. Москве от 17.03.2011 N 20-14/3/024651@). Свою позицию организации, скорее всего, придется отстаивать в судебном порядке.

2. Как было указано ранее, обязанность организации возместить вред потерпевшему, причиненный увечьем или иным повреждением здоровья, прямо установлена ГК РФ. Соответственно, сумма, выплачиваемая организацией физическому лицу в возмещение такого вреда, является компенсационной выплатой, которая, в силу п. 3 ст. 217 НК РФ, не подлежит обложению НДФЛ. При этом в целях налогообложения не имеет значение, на каком основании производится выплата такой компенсации: на основании соглашения сторон или по решению суда. Данный вывод следует и из письма Минфина России от 26.03.2008 N 03-04-06-01/65.

ФНС России в письме от 23.11.2005 N 04-1-02/888@ также разъяснила, что если компенсация предусмотрена в законе, то не имеет значения, возмещается вред по решению суда, добровольно или в результате заключения соглашения между причинителем вреда и потерпевшим.

В связи с этим, если на основании заключенного с потерпевшим соглашения будет выплачена не "компенсация морального вреда", а "компенсация, связанная с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья", сумма которого будет определена в пределах норм, установленных гражданским законодательством (в частности, по правилам, установленным ст.ст. 1085, 1086 ГК РФ), то, полагаем, что такие выплаты будут признаны компенсационными выплатами, не подлежащими обложению НДФЛ на основании п. 3 ст. 217 НК РФ (разъяснения Т.Ю. Левадной, советника государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса).

Однако не исключено, что и в данном случае могут возникнуть разногласия с налоговыми органами (вероятность возникновения споров снижается, но полностью не исключается). При этом, на наш взгляд, минимизировать риски возможно, если установленный соглашением размер возмещения причиненного ущерба будет подтвержден документально (например справками об утраченном потерпевшим заработке, фактическими расходами на лечение, приобретение лекарств и т.п.). В таком случае, на наш взгляд, суммы возмещения ущерба нельзя будет рассматривать как экономическую выгоду для физического лица (соответственно, не возникает и налоговой базы по НДФЛ). В отношении возмещения реального материального ущерба аналогичные выводы содержатся в письмах Минфина России от 17.01.2011 N 03-04-06/10-3, от 07.10.2010 N 03-04-06/6-243.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

член Палаты налоговых консультантов Алексеева Анна

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Золотых Максим

12 мая 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики