Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

05.06.2014
ВОПРОС:
Федеральное бюджетное учреждение планирует заключить договоры банковского счета в пользу работников с выдачей последним банковских карт, на которые будет перечисляться их заработная плата (так называемый "зарплатный проект"). Должно ли заключение таких договоров производиться посредством осуществления закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"? Или можно заключить договор с любым банком напрямую, минуя процедуру закупок?
ОТВЕТ:

Прежде всего напомним, что Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) вступил в силу только 1 января 2014 года. Поэтому какая-либо правоприменительная практика по нему отсутствует, официальных разъяснений по данному вопросу, насколько нам известно, также еще не издавалось. Соответственно, мы можем высказать только своё экспертное мнение по толкованию норм этого Закона.

По смыслу положений п. 3 ч. 1 ст. 1, п. 7 ст. 3, ч. 1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, бюджетное учреждение, государственное или муниципальное, по общему правилу обязано руководствоваться положениями указанного Закона при приобретении товаров, работ, услуг не только за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, но и иных средств. Исключения - отношения, к которым не применяется Закон N 44-ФЗ, перечислены в ч. 2 ст. 1 этого Закона, но такого случая, как договор банковского счета, заключаемый в пользу работников, среди них не упомянуто. Договор банковских услуг, регулируемый главой 45 ГК РФ, отнесен п. 2 ст. 779 ГК РФ к договорам оказания услуг (нормы Гражданского кодекса РФ применяются к отношениям в рамках контрактной системы в силу ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ). При этом, по нашему мнению, следует исходить из того, что из ст. 851 ГК РФ следует, что договор банковского счета предполагается возмездным, иное может быть установлено самим договором. Иными словами, заказчик должен исходить из того, что заключение такого договора потребует расхода бюджетных или внебюджетных средств до тех пор, пока не будет достигнута договоренность с конкретным банком об ином.

Соответственно, заключение бюджетным учреждением договора банковского счета в пользу работников, по нашему мнению, подпадает под действие Закона N 44-ФЗ.

В связи с этим заметим, что ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предусматривает, что ряд заказчиков, руководствующихся Законом N 44-ФЗ, - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды - заключают независимо от суммы сделки договоры с финансовыми организациями только по результатам открытого конкурса или открытого аукциона, проводимых в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ для оказания перечисленных в этой норме финансовых услуг, в том числе открытие и ведение банковских счетов, осуществление расчетов по этим счетам. На наш взгляд, существующая редакция приведенной нормы подтверждает, что заключение таковых договоров подпадает под действие Закона N 44-ФЗ, ограничивая при этом право заказчика на выбор способа закупки (ч. 5 ст. 24 Закона N 44-ФЗ), зависящий в ряде случаев от суммы заключаемого договора (ч. 2 ст. 72, п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).*(1)

Однако поскольку на бюджетные учреждения требования ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не распространяются, они вправе свободно выбирать способ закупки, в том числе и закупку у единственного исполнителя, если соблюдаются ограничения, установленные п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

Еще раз отметим, что сказанное является нашим экспертным мнением. За официальными разъяснениями заказчик может обратиться в Минэкономразвития России.

Считаем необходимым также обратить внимание на то, что согласно ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ бюджетное учреждение вправе осуществлять закупки за счет перечисленных в этой норме внебюджетных источников в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и утвержденным в соответствии с этим Законом положением о закупке (при условии публикации такого документа).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Серков Аркадий

Ответ прошел контроль качества

20 мая 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

 


*(1) Должны отметить, что по данному вопросу складывалась неоднозначная практика. Подробнее об этом смотрите, например, в следующем материале: Вопрос: Оформление зарплатных карт - бесплатное, а за обслуживание карт работники учреждения (орган исполнительной власти) будут платить самостоятельно. Должен ли проводиться конкурс (ст. 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ) на заключение зарплатного проекта с кредитной организацией? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2012 г.).

Все консультации данной рубрики