Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

05.06.2014
ВОПРОС:
Бюджетным учреждением заключен договор на оказание услуг по защите помещений (пунктов) проведения единого государственного экзамена системами видеопротоколирования, видеотрансляции и оборудованием по выявлению и блокированию работы систем сотовой связи и мобильной передачи данных во время проведения данного экзамена. В результате выполнения работ (оказания услуг) возникает объект основных средств. Как данный объект основных средств следует поставить на баланс и на основании каких документов, если при выполнении работы (услуги) учреждение получило акт выполненных работ (оказанных услуг)?
ОТВЕТ:

Действующие в настоящее время нормативные правовые акты, регулирующие вопросы ведения бухгалтерского учета в учреждениях госсектора и вопросы применения бюджетной классификации, позволяют сформулировать следующие правила.

1. Если заключен договор на приобретение оборудования, а его монтаж, установка, предусмотрены в рамках данного договора в качестве обязанности поставщика, то все расходы по данному договору следует осуществлять за счет соответствующей статьи группы 300 "Поступление нефинансовых активов" КОСГУ.

В противном случае монтажные работы по оборудованию, требующему монтажа, должны оплачиваться отдельно за счет подстатьи 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ. При этом осуществление поставки и монтажных работ может быть предусмотрено одним договором (в этом случае по итогам исполнения обязательств должны оформляться накладные, подтверждающие осуществление поставки оборудования, а также акты, подтверждающие выполнение монтажных работ).

В отдельных случаях государственные (муниципальные) учреждения заключают контракты на монтаж оборудования, поставка которого в учреждения не осуществлялась (стоимость оборудования включается в общую смету монтажных работ), однако применение подобного подхода не в полной мере соответствует действующему законодательству и может стать поводом для претензий со стороны органов финансового контроля.*(1)

2. Конечно же, существуют ситуации, в которых стоимость нефинансовых активов, используемых подрядчиками, обоснованно может учитываться при составлении единых актов выполненных работ и оплачиваться по одной статье (подстатье) КОСГУ. Однако такие расходы должны быть направлены на создание подрядчиками новых нефинансовых активов или же на содержание (улучшение) уже числящихся в учете нефинансовых активов (ремонт, реконструкция, техническое перевооружение, дооборудование и т.п.).

3. Указаниями N 65н предусмотрено и исключение для отдельных видов монтажных работ. Так, установка (монтаж) охранной, пожарной сигнализации, локально-вычислительной сети, системы видеонаблюдения, контроля доступа и иных аналогичных систем может полностью оплачиваться за счет подстатьи 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ. Однако появление данной нормы связано прежде всего со спецификой таких систем - по итогам монтажа подобных объектов в зданиях учреждений в отдельных случаях к учету вообще могут не приниматься какие-либо объекты нефинансовых активов.

В рассматриваемой ситуации учреждением заключен договор на оказание услуг по защите помещений системами видеопротоколирования, видеотрансляции, оборудованием по выявлению и блокированию работы систем сотовой связи и мобильной передачи данных во время проведения единого государственного экзамена в пунктах проведения экзаменов, расходы по которому оплачены в полном объеме за счет подстатьи 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ. Представляется возможным предположить, что в рамках заключенного договора осуществляются монтажные работы - установка (включая приведение в состояние, пригодное к эксплуатации) системы видеопротоколирования и видеотрансляции и оборудования блокировки работы систем сотовой связи и мобильной передачи данных.

Обратите внимание, оплата работ (услуг) согласно соответствующей смете в полном объеме по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ вовсе не означает, что по результатам проведения таких работ к учету не могут быть приняты отдельные объекты основных средств (смотрите, например, письмо Минфина России от 04.06.2010 N 02-06-10/2058).

При этом специалисты финансового ведомства на протяжении нескольких последних лет предлагают следующий порядок действий:

- затраты, связанные с монтажом системы (стоимость работ по монтажу, а также стоимость приобретенных и вмонтированных исполнителем в стены и потолки здания расходных материалов (короба, провода, розетки и т.д.)), списываются на расходы текущего финансового года;

- отдельные элементы системы, относящиеся к основным средствам в соответствии с критериями, установленными Инструкцией N 157н*(2), при приеме выполненных работ подлежат учету в качестве самостоятельных объектов основных средств.

В бухгалтерском учете бюджетного учреждения в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н, при этом должны отражаться следующие бухгалтерские записи:

1. Дебет 0 401 20 226 Кредит 0 302 26 730

- по защите помещений системами видеопротоколирования, видеотрансляции, оборудованием по выявлению и блокированию работы систем сотовой связи и мобильной передачи на основании Акта контрагента (за исключением стоимости оборудования, подлежащего учету в составе основных средств);

2. Дебет 0 106 31 310 (0 106 21 310) Кредит 0 302 26 730

- отражено формирование первоначальной стоимости отделимого от здания оборудования, которое может выполнять определенные самостоятельные функции (на основании данных, указанных в документах контрагента);

3. Дебет 0 101 30 310 (0 101 20 310) Кредит 0 106 31 310 (0 106 21 310)

- приняты к учету объекты основных средств.

На каждое поступившее основное средство (группу основных средств) должен быть оформлен Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма 0306001), Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма 0306031).

В заключение напомним, что окончательное решение об учете отдельных элементов смонтированных в здании систем в качестве отдельных инвентарных объектов может быть принято только должностными лицами учреждения на основе их профессиональных суждений, основанных на документально подтвержденной информации о конкретном факте хозяйственной жизни и характеристиках монтируемого оборудования.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Миллиард Мария

Ответ прошел контроль качества

20 мая 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

 


*(1) Дело в том, что включение в стоимость монтажных работ стоимости монтируемого оборудования может расцениваться в качестве "манипулирования" положениями Указаний N 65н в целях применения "удобных" статей (подстатей) КОСГУ. Так, заключение контракта на монтаж оборудования, которое у заказчика фактически отсутствует, может рассматриваться в качестве нарушения требований гражданского законодательства. Если же в контракте будет указано, что монтажу подлежит оборудование, предварительно поставленное контрагентом, то может возникнуть вопрос: почему поставка оборудования не была оформлена должным образом?

*(2) Материальные объекты принимаются учреждением к бюджетному учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются условия, перечисленные в п.п. 38, 39, 41 Инструкции N 157н. Кроме того, объект не должен быть прямо отнесен к материальным запасам согласно п. 99 Инструкции N 157н, а также к материальным объектам, находящимся в пути или числящимся в составе незавершенных капитальных вложений, готовой продукции (изделий), товаров.

Все консультации данной рубрики