Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

09.06.2014
ВОПРОС:
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусматривает включение заказчиком в контракт обязательного условия о порядке и сроках оплаты работы или услуги. Будет ли правомерно в аукционной документации срок оплаты прописать следующим образом: "по мере поступления бюджетных средств в срок до 31.12.2014 с момента выставления исполнителем счета (счета-фактуры) на оплату"?
ОТВЕТ:

Согласно ч. 13 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги.

Законом N 44-ФЗ не установлены требования к порядку определения срока оплаты товара, поэтому, руководствуясь положениями ч. 1 ст. 2 данного закона, согласно которой законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок основывается в том числе на положениях ГК РФ, обратимся к положениям гражданского законодательства.

На основании ст. 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Также срок может определяться указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

Такое событие, как поступление денежных средств из бюджета, очевидно, не может рассматриваться как неизбежное*(1). Поэтому срок исполнения обязательства по оплате, определенный, например, истечением того или иного периода с момента поступления денежных средств из бюджета, не может считаться установленным и, следовательно, должен определяться по правилам, предусмотренным ст. 314 ГК РФ (смотрите, например, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2014 N 15АП-5183/14, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2013 N 15АП-17120/13, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 07.05.2013 N 02АП-1839/13, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2013 N 13АП-18225/13, постановление ФАС Поволжского округа от 18.11.2008 N А06-567/08, постановление ФАС Поволжского округа от 18.11.2008 N А06-569/2008-8, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2013 N 12АП-484/13, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2012 N 11АП-15575/12).

Сказанное должно учитываться и в том случае, если условие о сроке оплаты определено как "по мере поступления бюджетных средств в срок до 31 декабря 2014 года". Поскольку, как уже отмечено, первая часть этой формулировки ("по мере поступления бюджетных средств") не отвечает предусмотренным ст. 190 ГК РФ условиям, срок исполнения заказчиком обязательств в приведенной ситуации может быть определен только исходя из указания на конкретную дату ("до 31 декабря 2014 года"). Иными словами, такая формулировка означает, что последним днем, когда заказчиком должна быть исполнена обязанность по оплате работ (услуг), является 30 декабря 2014 года. Как показывает правоприменительная практика, именного такого подхода, основываясь на ст.ст. 190, 431 ГК РФ, в аналогичных ситуациях придерживаются суды (смотрите, например, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2014 N 18АП-3148/14, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2013 N 18АП-11870/13, постановление ФАС Уральского округа от 21.02.2013 N Ф09-13925/12, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2013 N 19АП-5609/13, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2013 N 12АП-4031/13, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2010 N 04АП-2345/10, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2008 N 08АП-3601/2007, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2008 N 08АП-290/2008).

К сведению:

Следует учитывать, что исходя из положений п. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ, с учетом п. "м" п. 5 Особенностей размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы, утвержденных приказом Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 20.09.2013 N 544/18н, и содержания формы планов-графиков, утвержденной приказом Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 27.12.2011 N 761/20н, в 2014 году государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком размещения заказов на 2014 год, в столбце 12 которого, помимо года, должны быть указаны конкретный месяц или месяцы, на которые запланированы исполнение контракта и оплата товаров (работ, услуг). Следовательно, при формировании документации о торгах и определении условий контракта (в том числе и о сроке оплаты) должно учитываться содержание плана-графика.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Верхова Надежда

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Александров Алексей

23 мая 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

 


*(1) В целом это относится и к такому событию, как выставление кредитором счета. О возможных последствиях включения в условие об оплате указания на то, что оплата осуществляется после выставления контрагентом счета, смотрите Вопрос: Договором предусмотрена оплата работ в течение 30 банковских дней с момента выставления счетов. Реквизиты для оплаты были известны заказчику до выставления счета. Можно ли за одно и то же нарушение денежного обязательства взыскать с должника предусмотренную договором пеню за каждый день просрочки неуплаты одновременно с процентами, установленными ст. 395 ГК РФ? Если это возможно, то с какого момента считать проценты за пользование установленными ст. 395 ГК РФ? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2013 г.).

Все консультации данной рубрики