Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Налоги
-
11.06.2014
- Как учесть расходы по изготовлению корпоративного фильма, который планируется показывать в холле офиса организации и использование которого предполагается во время проведения различных представительских мероприятий?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Затраты, связанные с созданием корпоративного фильма, в рассматриваемой ситуации следует признать на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ прочими расходами, связанными с производством и реализацией, которые могут быть учтены при налогообложении прибыли при соблюдении иных условий признания расходов, указанных в п. 1 ст. 252 НК РФ.
Обоснование позиции:
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли организаций налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
При этом Конституционный Суд РФ в определении от 04.06.2007 N 320-О-П указал на то, что налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, а потому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.
Минфин России указывает, что для того или иного вида расхода установлена специальная норма, в соответствии с которой он может быть учтен для целей налогообложения (смотрите письмо от 16.10.2012 N 03-03-06/1/551).
Кроме того, порядок учета затрат на создание корпоративного фильма зависит от того, где организация планирует его использовать.
Как мы поняли из вопроса, целью создания корпоративного фильма является, в частности, создание благоприятного имиджа организации среди сотрудников, партнеров организации или приглашенных третьих лиц во время его демонстрации на представительском мероприятии или в офисе организации.
К сожалению, нам не удалось найти официальных разъяснений по поводу учета при налогообложении прибыли расходов на создание корпоративного фильма (видеоролика), который организация будет использовать подобным образом. При этом мы считаем, что создание корпоративного фильма связано с осуществлением основной уставной деятельности организации (смотрите, например, постановление ФАС Московского округа от 23.03.2009 N КА-А40/2091-09, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2008 N 09АП-14608/2008).
Отметим, что в соответствии с п. 2 ст. 253 НК РФ расходы, связанные с производством и реализацией, подразделяются на материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации, прочие расходы.
Как было указано в постановлении ФАС Московского округа от 23.03.2009 N КА-А40/2091-09, если условиями договора не предусмотрена передача исключительных прав на создание видеоролика, а договоры не содержат обязательных условий авторского договора, соответственно, оснований для применения в данном случае положения ст. 256 НК РФ не имеется.
О том, что затраты на изготовление роликов могут не амортизироваться, также следует из постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2008 N 09АП-14608/2008.
В рассматриваемом случае, по нашему мнению, созданный фильм будет решать задачи, в частности, относящиеся к области Public Relations.
В этой связи следует отметить, что российское законодательство не содержит определения PR-услуг. На практике и с учетом перевода (Public Relations) под такими услугами подразумеваются услуги по связям с общественностью. Именно так называют их и специалисты Минфина России в письме от 27.06.2007 N 03-03-06/1/418. При этом, поскольку виды PR-услуг очень разнообразны, на практике возникает вопрос отнесения их в состав расходов по тому или иному основанию. Отметим, что подобные расходы вызывают повышенный интерес контролирующих органов. И несмотря на очевидную экономическую обоснованность таких затрат, возможность признания их при налогообложении зависит прежде всего от способности организации доказать, что такие услуги соответствуют критериям ст. 252 НК РФ.
В арбитражной практике также имеет место точка зрения, согласно которой затраты по проведению компаний по связям с общественностью правомерно могут быть учтены в расходах по налогу на прибыль (постановление ФАС Московского округа от 04.07.2005 N КА-А40/5566-05, постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.03.2014 N Ф07-1457/14 по делу N А21-3697/2013, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 11.09.2006 N А43-42721/2005-36-1233, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2010 N 09АП-22191/2010).
В письме Минфина России от 27.06.2007 N 03-03-06/1/418 (смотрите также письма от 31.01.2006 N 03-03-04/1/66, от 05.09.2006 N 03-03-04/2/201) указывается, что услуги на PR отвечают общим признакам рекламы, если при распространении информации задействуются стандартные рекламные каналы распространения информации, то есть речь идет о распространении информации среди неограниченного числа лиц.
В рассматриваемом случае, как уже было отмечено, фильм предполагается демонстрировать среди лиц, которые приглашены на представительское мероприятие, поэтому нельзя утверждать, что круг лиц не будет известен заранее. Это касается и случая демонстрации фильма в офисе организации.
Минфин России выступает против отнесения затрат к рекламным расходам при распространении информации конкретным лицам (смотрите письмо Минфина России от 29.11.2013 N 03-03-06/2/51839).
В таких случаях финансовое ведомство рекомендует относить затраты на организацию мероприятий по распространению информации среди заранее определённого круга участников не к рекламным, а к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ) (письмо Минфина России от 29.11.2013 N 03-03-06/2/51839).
Представители налоговых органов также высказываются о том, что расходы на распространение информации конкретным лицам необходимо квалифицировать не как расходы на рекламу, а как прочие расходы, связанные с производством и реализацией (письма УФНС России по г. Москве от 30.09.2008 N 20-12/091764 и от 18.02.2008 N 20-12/015163).
Полагаем, что такой подход применим и к рассматриваемой ситуации: затраты, связанные с созданием корпоративного фильма, не могут быть признаны в качестве расходов на рекламу и могут быть учтены как прочие расходы, связанные с производством и реализацией на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Однако с учётом представительского характера мероприятий, в которых будет использоваться корпоративный фильм, расходы на его создание можно будет, в частности, квалифицировать и как представительские расходы (пп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Принимая во внимание сложность такого разделения, обратимся к норме п. 4 ст. 252 НК РФ, согласно которой налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе следует отнести данные затраты, если они с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к разным группам расходов. Данное решение должно быть закреплено в учетной политике организации.
Полагаем, что в рассматриваемой ситуации затраты, связанные с созданием корпоративного фильма, можно квалифицировать на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ как прочие расходы, связанными с производством и реализацией, которые при соблюдении иных условий п. 1 ст. 252 НК РФ могут быть учтены при налогообложении прибыли.
Согласно специальной норме п. 1 ст. 272 НК РФ расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В случае, если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.
В связи с этим, во избежание претензий налоговых органов, организация вправе самостоятельно определить период, в течение которого можно списать затраты, с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов и, соответственно, признавать равномерно в течение срока использования данного фильма.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена
19 мая 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним