Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

11.06.2014
ВОПРОС:
В казенном учреждении умер сотрудник, который являлся материально ответственным лицом. Каков порядок оформления передачи материальных ценностей новому материально ответственному лицу в данной ситуации? Что делать, если не все материальные ценности имеются в наличии?
ОТВЕТ:

Контроль над сохранностью имущества осуществляется посредством проведения инвентаризации в организации.

На основании п. 20 Инструкции, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н (далее Инструкция N 157н), инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств должна проводиться учреждением в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми Минфином России в соответствии с законодательством РФ.

В настоящее время порядок проведения инвентаризации регламентирован приказом Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств" (далее - Указания).

Порядок проведения инвентаризации (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) определяется руководителем учреждения за исключением случаев, когда инвентаризация обязательна. Инвентаризация обязательна (п.п. 1.5 и 1.6 Методических указаний), в частности:

- при смене материально ответственных лиц;

- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества.

Согласно п.п. 2.8, 2.10 Указаний при проведении мероприятий по инвентаризации имущества присутствие материально ответственных лиц обязательно.

При этом нормативными правовыми актами не предусмотрен распространяющийся на все организации и действующий в настоящее время порядок проведения инвентаризации в отсутствие одного из материально ответственных лиц. Однако учитывая, что смерть материально ответственного лица не должна препятствовать хозяйственной деятельности учреждения, мы полагаем, что в данном случае работодатель будет вынужден проводить инвентаризацию в его отсутствие.

По нашему мнению, в рассматриваемой ситуации следует:

- на основании приказа (постановления, распоряжения) руководителя провести инвентаризацию имущества, подлежащего последующей передаче другим материально ответственным лицам учреждения;

- в инвентаризационных актах (описях) необходимо сделать отметку о причинах отсутствия работника (смерти, с приложением копий Свидетельства о смерти) и заверить ее подписями членов инвентаризационной комиссии.

Можно также предусмотреть участие в инвентаризации нового материально ответственного лица, так как при проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственных лиц, принявший имущество, расписывается в описи в его получении (п. 2.10 Указаний).

Кроме того, желательно утвердить в локальном нормативном акте учреждения специальные положения о порядке проведения и отражения результатов инвентаризации в подобных "нештатных" случаях (п. 6 Инструкции N 157н).

Отражение в бюджетном учете казенного учреждения выявленных в ходе инвентаризации недостач, например, основных средств и материальных запасов осуществляется в соответствии с Инструкцией, утвержденной приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н (далее - Инструкция N 162н), на основании первичных документов (соответственно п.п. 9, 10 и п.п. 25, 26 Инструкции N 162н).

В учете могут быть сделаны следующие записи:

1) при выбытии (списании) объектов основных средств (отражается по балансовой стоимости) в случае недостачи:

Дебет КРБ 1 104 00 410*(1) Кредит КРБ 1 101 00 410

- в размере амортизации, начисленной по выбывающим основных средств на основании соответствующего акта о списании, например Акта о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма 0306003);

Дебет КДБ 1 401 10 172 Кредит КРБ 1 101 00 410

- в размере остаточной стоимости основных средств;

2) при списании материальных запасов в случае недостачи:

Дебет КДБ 1 401 10 172 Кредит КРБ 1 105 00 440

- на основании Акта о списании материальных запасов (форма 0504230);

3) отражение выявленных недостач и их последующее списание на основании решения руководителя учреждения (п. 86 Инструкции N 162н):

Дебет КДБ 1 209 70 560 Кредит КДБ 1 401 10 172

- начисление задолженности по выявленным недостачам нефинансовых активов (по рыночной стоимости);

Дебет КДБ 1 401 10 172 Кредит КДБ 1 209 70 560

- списание с баланса суммы недостачи нефинансовых активов в связи с невозможностью установления виновного лица.*(2)

Передача нефинансовых активов новому материально

ответственному лицу должна осуществляться в порядке, определенном в учреждении, и оформляться в соответствии с п.п. 6, 24 Инструкции N 162н для основных средств и материальных запасов соответственно следующими корреспонденциями:

Дебет КРБ 1 101 00 310 Кредит КРБ 1 101 00 310

- внутреннее перемещение объектов основных средств между материально ответственными лицами в учреждении, например, на основании Акта о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма 0306001);

Дебет КРБ 1 105 00 340 Кредит КРБ 1 105 00 340

- внутреннее перемещение материальных запасов между материально ответственными лицами в учреждении, например, на основании Требования-накладной (форма 0315006).

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:

- Энциклопедия решений. Учет расчетов госучреждения по ущербу имуществу. Счет 209 00;

- Энциклопедия решений. Списание государственного и муниципального имущества;

- Энциклопедия решений. Согласование списания государственного и муниципального имущества;

- Энциклопедия решений. Документы, предоставляемые госучреждением для согласования списания имущества.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

советник государственной гражданской службы Московской области 1 класса Левина Ольга

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор Монако Ольга

23 мая 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

 


*(1) Если в разрядах 22, 23 номера счета бухгалтерского учета здесь и далее указано "00", то при формировании бухгалтерских записей должны применяться код группы и код вида синтетического счета объекта учета, соответствующие экономическому содержанию конкретной операции.

*(2) Гражданско-правовые аспекты выявления виновных лиц и возмещения ущерба в случае смерти материально ответственного лица в рамках данного запроса не рассматриваются. При необходимости получения информации по данной тематике Вы можете задать отдельный вопрос. Для принятия решения рекомендуем ознакомиться с апелляционным определением СК по гражданским делам Ростовского областного суда от 14.03.2013 по делу N 33-2244/2013, материалами статьи "От воли сторон не зависит... Прекращаем трудовой договор в связи со смертью работника" (М. Лапина, "Кадровик.ру", N 9, сентябрь 2013 г.).

Все консультации данной рубрики