Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
18.06.2014
- Может ли арендатор, казенное учреждение, за счет средств федерального бюджета застраховать арендуемое имущество (нежилое помещение) и признать выгодоприобретателем арендодателя (комитет по управлению имуществом и земельным отношениям)? Не противоречит ли это бюджетному законодательству?
В соответствии с п. 1 ст. 935 ГК РФ законом на указанных в нем лиц может быть возложена обязанность страховать, в частности, имущество других определенных в законе лиц на случай причинения вреда этому имуществу и риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу других лиц (обязательное страхование).
В случаях, когда обязанность страхования не вытекает из закона, а основана на договоре, в том числе обязанность страхования имущества - на договоре с владельцем имущества или на учредительных документах юридического лица, являющегося собственником имущества, такое страхование не является обязательным (п. 4 ст. 935 ГК РФ).
Обязанность арендатора государственного или муниципального имущества застраховать свою ответственность, которая может наступить вследствие причинения вреда арендуемому имуществу, либо застраховать арендуемое имущество законом не предусмотрена (смотрите, например, постановления ФАС Уральского округа от 25.08.2008 N Ф09-5984/08-С6, Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2010 N 09АП-13095/2010, письмо Минфина России от 20.05.2009 N 03-11-09/179).
Вместе с тем обязанность арендатора заключить за свой счет соответствующие договоры страхования может быть предусмотрена условиями договора аренды (смотрите, например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.07.2006 N А19-18117/02-25-7-4-Ф02-3580/06-С2, от 22.10.2007 N А33-819/2007-Ф02-6622/2007).
Условие договора аренды об обязанности арендатора заключить договор страхования арендуемого имущества не противоречит действующему законодательству. В соответствии с п. 1 ст. 930 ГК РФ имущество может быть застраховано по договору страхования в пользу лица (страхователя или выгодоприобретателя), имеющего основанный на законе, ином правовом акте или договоре интерес в сохранении этого имущества.
Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (п. 2 ст. 161 БК РФ). Заключение и оплата казенным учреждением муниципальных контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено БК РФ, и с учетом принятых и неисполненных обязательств (п. 5 ст. 161 БК РФ).
Бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Минфином России (п. 1 ст. 221 БК РФ).
При этом согласно п. 2 ст. 221 БК РФ утвержденные показатели бюджетной сметы казенного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств. Кроме того, в бюджетной смете казенного учреждения дополнительно должны утверждаться иные показатели, предусмотренные порядком составления и ведения бюджетной сметы казенного учреждения.
На основании п. 3 и п. 4 Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы казенного учреждения (далее - Общие требования), утвержденных приказом Минфина России от 20.11.2007 N 112н, под составлением сметы понимается установление объема и распределения направлений расходования средств бюджета на основании доведенных до учреждения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств по расходам бюджета на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций учреждения на период одного финансового года.
Показатели сметы формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ с детализацией до кодов статей (подстатей) КОСГУ. К представленной на утверждение смете прилагаются обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованных при формировании сметы (п. 6 Общих требований).
Главный распорядитель, распорядитель средств бюджета, учреждение вправе дополнительно детализировать показатели сметы по кодам аналитических показателей (п. 4 Общих требований).
Учитывая изложенное, представляется возможным сделать следующий вывод: вопрос о возможности осуществления за счет средств федерального бюджета расходов на страхование имущественных интересов в виде риска утраты (гибели), недостачи или повреждения арендуемого имущества относится к компетенции главного распорядителя бюджетных средств. Реализуя данные полномочия, главные распорядители бюджетных средств включают (не включают) в бюджетную смету казенного учреждения соответствующие направления расходов исходя из направлений расходования средств, предусмотренных при утверждении соответствующих бюджетов.
Обоснованность такой позиции подтверждается и разъяснениями специалистов финансового ведомства (смотрите, например, письма Минфина России от 18.05.2009 N 02-03-09/2039, от 13.12.2011 N 14-01-07/151-1301-1455).
Таким образом, при наличии лимитов бюджетных обязательств по соответствующей статье (подстатье) КОСГУ и соблюдении всех установленных законодательством процедур размещения заказа на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд учреждение вправе заключить договор (контракт) страхования арендуемого имущества, в том числе и в пользу третьего лица.
При осуществлении расходов на оплату услуг страхования арендованного имущества учреждению прежде всего следует руководствоваться принципом эффективности использования бюджетных средств (ст. 34 БК РФ). Данный принцип означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Во избежание претензий со стороны органов финансового контроля в неэффективном использовании бюджетных средств учреждению следует иметь доказательства целесообразности произведенных расходов.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария
Ответ прошел контроль качества
27 мая 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним