Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

24.06.2014
ВОПРОС:
Организация применяет ЕНВД, занимается розничной торговлей. Закупочный акт применяется в случае закупки сельскохозяйственной продукции у населения, а также при разовом экстренном приобретении у ИП продуктов питания на оптовом рынке (например сока). Допустимо ли применение только закупочного акта и в том, и в другом случаях? Возникает ли обязанность налогового агента у организации-покупателя?
ОТВЕТ:

Документооборот

Согласно п. 1 ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Пунктом 3 ст. 455 ГК РФ определено, что условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара.

Поскольку договор купли-продажи является одним из видов гражданско-правовых договоров, к нему применяются общие положения ГК РФ о договоре (ст.ст. 420-453 ГК РФ), а так как договор, в свою очередь, является разновидностью сделки - также положения ГК РФ о сделках (ст.ст. 153-181 ГК РФ).

В силу пп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны совершаться в простой письменной форме. Согласно п. 3 ст. 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно, применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Пункт 2 ст. 434 ГК РФ устанавливает, что договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.

Поэтому безусловно верным было бы в случае приобретения товарно-материальных ценностей как у физических лиц, так и у ИП оформлять документы, обычные для сделки купли-продажи:

- договор купли-продажи;

- акт приемки товаров (в свободной форме), на основании которого составляется приходная накладная;

- документы, подтверждающие оплату товаров (расходный кассовый ордер, авансовый отчет, платежное поручение и т.д.).

На наш взгляд, этот вариант полностью соответствует положениям ГК РФ, требованиям бухгалтерского учета (ст.ст. 5, 6 и 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", далее - Закон N 402-ФЗ) и налогового законодательства (п. 7 ст. 346.26 НК РФ) в части ведения в общеустановленном порядке учета хозяйственных операций плательщиками ЕНВД).

В то же время, как было уточнено, в режиме разовой экстренной закупки не всегда возможно оформить такой полный пакет документов.

В этом случае при закупке сельскохозяйственной продукции у населения может быть оформлен только закупочный акт согласно п. 7.6 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденных письмом Комитета РФ по торговле от 10.07.1996 N 1-794/32-5 (далее - Методические рекомендации).

Закупочный акт является одновременно товарным документом, на основании которого организация сможет принять к учету приобретенные товары, и расчетным документом, подтверждающим получение продавцом денег от представителя организации (представитель организации-покупателя получает суммы из кассы организации под отчет, а после приобретения товара отчитывается о расходах по авансовому отчету - с приложением к нему закупочного акта) (п.п. 7.4-7.8 Методических рекомендаций, а также п. 56 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н).

При закупке организации должны обеспечить строгое соблюдение порядка оформления закупочных документов с обязательным указанием паспортных данных сдатчика этих продуктов, места его проживания, а также приложением справок о принадлежности ему данной продукции и заключения ветнадзора о доброкачественной продукции (п. 7.3 Методических рекомендаций).

Подписание продавцом и покупателем закупочного акта фактически является документальным подтверждением того, что между ними заключен договор купли-продажи. Поскольку подписание акта отвечает требованию к совершению сделки в простой письменной форме и поскольку этот акт содержит все существенные условия договора купли-продажи, составлять отдельный документ, именуемый договором купли-продажи, при этом не требуется.

В унифицированной форме закупочного акта (форма N ОП-5, утверждена постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132) указывают следующие данные о продавце: фамилия, имя и отчество, паспортные данные, домашний адрес. Кроме того, в акте предусмотрена строка: "Справка о наличии личного подсобного хозяйства (для жителей РФ)", которую необходимо заполнить, указав наименование органа, выдавшего справку, а также дату выдачи.

В настоящее время состав и формы первичных учетных документов, необходимых для оформления тех или иных фактов хозяйственной жизни, определяет руководитель организации по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, информация Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012). Первичные учетные документы должны содержать в себе реквизиты, перечисленные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.

Следовательно, с 01.01.2013 формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Однако полагаем, что, если они удовлетворяют требованиям ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, организации вправе продолжать их использование для оформления соответствующих фактов хозяйственной жизни, если примут такое решение и закрепят его в учетной политике (п. 4 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации").

Таким образом, организация может использовать унифицированную форму N ОП-5 (если в данной форме предусмотрены все обязательные реквизиты, перечисленные в ч. 2 ст. 9 Закона 402-ФЗ) или самостоятельно разработать форму закупочного акта, взяв за основу, например, форму N ОП-5, с указанием всех предусмотренных в ч. 2 ст. 9 Закона 402-ФЗ обязательных реквизитов, закрепив принятое решение об используемой форме акта в учетной политике.

Применение такой формы при условии заполнения в ней всех необходимых реквизитов обеспечит соблюдение требований законодательства об учете фактов хозяйственной жизни (смотрите также постановления ФАС Поволжского округа от 06.05.2005 N А55-7016/04-44, ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.01.2006 N А19-5383/05-5-Ф02-6933/05-С1).

В части возможности применения закупочного акта при приобретении продуктов питания (соков) на оптовом рынке у ИП отметим следующее.

Как мы уже отмечали выше, в общем случае к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. Поэтому более верным было бы соблюдение общих правил документооборота при приобретении организацией ТМЦ у ИП, как если бы товар приобретался у другого юридического лица.

В то же время с учетом законодательно установленных особенностей осуществления предпринимательской деятельности ИП, приобретение товара без заключения непосредственно договора купли-продажи возможно на основании утвержденных продавцом первичных учетных документов (содержащих реквизиты, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ) и с учетом правил применения контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов в случаях продажи товаров (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт").

Документами, подтверждающими приобретение товара у ИП на оптовом рынке, могут быть выданная ИП товарная накладная, чек ККМ.

Что касается последствий для организации, применяющей ЕНВД, отражающей в бухгалтерском учете приобретенные у ИП товары при отсутствии должным образом оформленных первичных документов, подтверждающих расходы на приобретение товаров, реализуемых впоследствии в рамках данного спецрежима, то, полагаем, что организация не может быть привлечена к ответственности по ст. 120 НК РФ, поскольку данные расходы не участвуют при расчете налоговой базы при исчислении суммы ЕНВД (п. 2 ст. 346.29 НК РФ).

Также не могут быть привлечены к административной ответственности должностные лица организации (ст. 15.11 КоАП РФ), поскольку оприходование товаров в отсутствие должным образом оформленных первичных документов продавцом не приводят к последствиям, указанным в данной статье.

 

НДФЛ

В соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, признаются плательщиками НДФЛ. Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками (ст. 209 НК РФ).

В силу п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, в том числе полученные им в денежной форме.

Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), перечислены в ст. 217 НК РФ. Если упомянутые в вопросе товары не относятся к видам продукции, доход от продажи которой не облагается НДФЛ в соответствии с положениями ст. 217 НК РФ (в частности, п.п. 13-15, 17 этой статьи), полученный физическими лицами доход в рассматриваемом случае будет облагаться этим налогом.

Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 той же статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных ст. 226 НК РФ.

Пунктом 2 ст. 226 НК РФ предусмотрено, что исчисление сумм и уплата налога в соответствии с этой статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст.ст. 214.1, 214.3, 214.4, 214.5, 227, 227.1 и 228 НК РФ.

Поскольку в отношении доходов, полученных от продажи имущества, принадлежащего физическим лицам на праве собственности (пп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ), и доходов, полученных от осуществления физическим лицом предпринимательской деятельности (пп. 1 п. 1 ст. 227 НК РФ), исчисление и уплату налога производят непосредственно сами физические лица, у организации не возникает обязанность налогового агента (письма Минфина России от 24.05.2013 N 03-04-06/18646, от 11.04.2012 N 03-04-05/3-484, от 01.02.2011 N 03-04-06/3-14, от 12.03.2008 N 03-04-06-01/55, от 02.11.2007 N 03-04-06-01/372, от 04.09.2006 N 03-05-01-04/258).

Поэтому организация не обязана удерживать и перечислять в бюджет НДФЛ с сумм, выплачиваемых физическим лицам и ИП за приобретаемое у них имущество; не обязана она и подавать сведения в налоговый орган о размере выплаченных сумм (письма Минфина России от 27.02.2013 N 03-04-06/5607, от 01.02.2011 N 03-04-06/3-14, письмо УФНС России по г. Москве от 15.05.2008 N 28-11/046605).

К сведению:

В соответствии со ст. 861 ГК РФ расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке. Расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом.

Пунктом 1 Указаний ЦБР от 20.06.2007 N 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя" определен предельный размер расчетов наличными деньгами в размере 100 000 руб.

Данный лимит распространяется на сделки в рамках одного договора между:

- юридическими лицами;

- индивидуальными предпринимателями;

- юридическим лицом и ИП (если договор связан с осуществлением им предпринимательской деятельности).

Поэтому оплата наличными денежными средствами при закупке сельскохозяйственной продукции у населения, а также при приобретении товара у ИП при соблюдении предельного размера расчетов не нарушает действующее законодательство.

Рекомендуем ознакомиться с материалами:

- Энциклопедия решений. Учет оплаты физическим лицам приобретенных у них товаров;

- Энциклопедия решений. Учет оплаты физическим лицам произведенной ими сельхозпродукции.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Волкова Ольга

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

профессиональный бухгалтер Мягкова Светлана

30 мая 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики