Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Гражданское право
-
25.06.2014
- Какова процедура открытия филиала казенного учреждения (уставом учреждения возможность открытия филиалов предусмотрена)?
Юридические лица, в том числе и казенные учреждения, которые являются некоммерческими организациями в соответствии с п. 1 ст. 120 ГК РФ, вправе согласно нормам гражданского законодательства самостоятельно определять свою организационную структуру. В частности, казенному учреждению предоставлено право создавать филиалы и представительства, которые не являются самостоятельными юридическими лицами и выступают в качестве обособленных подразделений учреждения (ст. 55 ГК РФ, ст. 5 и п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", далее - Закон N 7-ФЗ). Кроме того, законодательство не запрещает юридическим лицам создавать обособленные подразделения, которые не являются филиалами или представительствами в смысле ст. 55 ГК РФ. Возможность создания и ликвидации казенным учреждением таких подразделений нормативными актами не ограничена, а требования указывать их в учредительных документах создавшего их лица законодательство не содержит.
Порядок создания как филиалов и представительств, так и иных обособленных подразделений казенного учреждения законодательством не урегулирован. Из положений п. 3 ст. 29 Закона N 7-ФЗ вытекает только то, что принятие решения о создании филиала или представительства некоммерческой организации отнесено к компетенции ее высшего органа управления. Однако закон не содержит указания на то, что такой орган должен быть сформирован в казенном учреждении. Более того, на казенные учреждения не распространяются также и положения п. 1 ст. 30 Закона N 7-ФЗ о формировании в некоммерческой организации коллегиального или единоличного исполнительного органа, подотчетного высшему органу управления (п. 4.2 ст. 1 этого же закона). Структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления казенным учреждением, а также порядок принятия ими решений, в силу п. 1 ст. 28 Закона N 7-ФЗ, определяются уставом учреждения.
1. Поскольку сведения о филиале должны содержаться в уставе организации (п. 3 ст. 55 ГК РФ), а устав казенного учреждения Республики Татарстан (равно как и вносимые в него изменения) утверждается правовым актом органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя (п. 38 Порядка, утвержденного постановлением КМ РТ от 18.10.2010 N 820, далее - Порядок), решение о создании филиала должно приниматься тем же органом. Разработка изменений устава относится к компетенции самого учреждения (п. 45 Порядка). Процедура утверждения и согласования изменений устава учреждения с Министерством земельных и имущественных отношений РТ и Центром экономических и социальных исследований РТ при Кабинете Министров РТ регламентированы п.п. 46-48 Порядка.
2. Соответствующие изменения в уставе должны быть зарегистрированы, а сведения о созданном филиале - внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ). Государственная регистрация изменений, вносимых в ЕГРЮЛ в отношении казенных учреждений, осуществляется в общем порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), без учета специальных положений Закона N 7-ФЗ (п. 4.2 ст. 1 этого Закона).
Согласно пп. "н" п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ сведения о филиалах (представительствах) юридического лица относятся к числу сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ). Записи в ЕГРЮЛ вносятся на основании документов, представленных при государственной регистрации (п. 4 ст. 5 Закона N 129-ФЗ). Таким образом, после принятия решения о создании филиала казенного учреждения и внесения в устав соответствующих изменений*(1) эти изменения необходимо зарегистрировать. Согласно п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган предоставляется:
- заявление по форме N Р13001, утвержденной приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, подписанное руководителем казенного учреждения (п. 1.3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ), подлинность подписи которого должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке (п. 1.2. ст. 9 Закона N 129-ФЗ);
- решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
- изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
Государственная пошлина в приведенной ситуации не уплачивается (пп. 1 п. 1 ст. 333.35 НК РФ).
В срок не позднее десяти рабочих дней со дня государственной регистрации новой редакции устава (изменений в устав) учреждение должно представить в орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, и Министерство земельных и имущественных отношений РТ копию новой редакции устава (изменения в устав) с отметкой о государственной регистрации (п. 49 Порядка).
3. После внесения сведений о филиале казенного учреждения в ЕГРЮЛ налоговый орган, на основании этих сведений, самостоятельно осуществит постановку казенного учреждения на учет по месту нахождения филиала (п. 3 ст. 83 НК РФ). Постановка на учет осуществляется в течение пяти дней со дня внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. В тот же срок организации выдается уведомление о постановке на учет в налоговом органе (абзац второй п. 2 ст. 84 НК РФ) по форме N 1-3-Учет, утвержденной приказом ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488@
4. Кроме того, учреждению необходимо разработать и утвердить положение о филиале, на основании которого он будет действовать. Регистрировать это положение не требуется. Положение о филиале является основным документом, регламентирующим цели создания, задачи, сферу деятельности филиала, объем его правомочий, а также права и обязанностей учреждения по отношению к филиалу, вопросы управления филиалом, определяет правовой режим его имущества, финансов и прочее. Казенное учреждение обязано обеспечить открытость и доступность своего положения о филиалах, представительствах (п. 3.3 ст. 32 Закона N 7-ФЗ). Закон не относит утверждение положения о филиале казенного учреждения к компетенции какого-либо органа управления учреждением. Как показывает анализ правовых актов, этот вопрос целесообразно урегулировать в уставе учреждения либо решить по согласованию с учредителем казенного учреждения (смотрите, например, п. 4.5 постановления КМ РТ от 03.07.2013 N 471, п. 20.13 постановления КМ РТ от 10.06.2011 N 471, п. 2 распоряжения КМ РТ от 26.01.2010 N 109-р, п. 39 приказа Министра обороны РФ от 29.07.2011).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
6 июня 2014 г.
*(1) В устав следует внести сведения о месте нахождения филиала. Учитывая отсутствие единообразного подхода по вопросу о том, достаточно ли в этом случае указывать в уставе лишь населенного пункта, в котором расположен филиал, полагаем, что целесообразно отразить в уставе полный (почтовый) адрес филиала (смотрите, например, постановление ФАС Московского округа от 19.11.2009 N КГ-А40/11845-09, определение ВАС РФ от 17.03.2010 N ВАС-3131/10, постановление ФАС Поволжского округа от 09.04.2010 по делу N А65-28861/2009, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2009 N 09АП-10910/2009).
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним