Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

14.09.2011
ВОПРОС:
Бюджетное учреждение, в отношении которого принято решение о предоставлении субсидии на выполнение муниципального задания, осуществляет полномочия органов государственной власти по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме. По какому виду финансового обеспечения ведется бухгалтерский учет по данным операциям? По какой инструкции составляется отчетность по исполнению публичных обязательств?
ОТВЕТ:

Бюджетные учреждения, в отношении которых уполномоченными органами принято решение о предоставлении субсидий из бюджета в соответствии с п. 1 ст. 78.1 БК РФ, ведение бухгалтерского учета осуществляют в соответствии с "Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), а также в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.

При составлении и представлении бухгалтерской отчетности такие учреждения применяют "Инструкцию...", утвержденную приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н (далее - Инструкция N 33н).

Обратите внимание: п. 2 приказа Минфина России от 25.03.2011 N 33н прямо определено, что положения Инструкции N 33н не распространяются на государственные (муниципальные) бюджетные учреждения в части операций по осуществлению ими в соответствии с п. 5 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" полномочий органов власти (местного самоуправления) по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме.

Напомним, что под публичными обязательствами понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, по предоставлению средств из соответствующего бюджета, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации) (ст. 6 БК РФ).

Иными словами, исполняя публичные обязательства, бюджетное учреждение, по сути, принимает участие в исполнении соответствующего бюджета и, следовательно, в соответствии с требованиями п. 21 Инструкции N 157н в рамках осуществления таких операций при формировании кода счета может использовать только код вида деятельности 1 ("Бюджетная деятельность").

В свою очередь, отчетность об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ составляется исключительно в соответствии с требованиями "Инструкции...", утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н (далее - Инструкция N 191н).

На основании приведенных выше положений действующего законодательства осуществляется разработка соответствующих нормативных правовых актов в конкретных публично-правовых образованиях. Так, на федеральном уровне Порядок осуществления федеральным бюджетным учреждением полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа) по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, и финансового обеспечения их осуществления утвержден постановлением Правительства РФ от 02.08.2010 N 590. При этом п. 12 данного Порядка прямо предусмотрено, что отчетность об исполнении публичных обязательств представляется федеральными бюджетными учреждениями в государственный орган в порядке, установленном Минфином России для составления и представления отчетности об исполнении бюджетов, то есть в соответствии с требованиями Инструкции N 191н.

И наконец, обоснованность приведенной выше позиции недвусмысленно подтверждается специалистами Минфина России1.

К сведению:

В соответствии с ч. 3.12 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" автономные учреждения осуществляют в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, полномочия, соответственно, федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме. Данная норма введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 239-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пименов Владимир

1 Смотрите, в частности, материалы:
* "Новая методология бухгалтерского учета. Утверждаем рабочий план счетов" (С.В. Сивец, "Бюджетный учет", N 3, март 2011 г.);
* "Бухгалтерская отчетность бюджетных и автономных учреждений - получателей субсидий" (С.В. Сивец, "Бюджетный учет", N 6, июнь 2011 г.).

Все консультации данной рубрики