Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

27.06.2014
ВОПРОС:
Имеет ли право бюджетное учреждение именовать заключаемые им в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" двусторонние и многосторонние сделки не государственными контрактами, а договорами?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Бюджетное учреждение может именовать заключаемые им двусторонние и многосторонние сделки договорами.

 

Обоснование вывода:

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) он регулирует отношения в части, помимо прочего, касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч.ч. 1, 4 и 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ (далее - контракт).

В соответствии с п. 2 ст. 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных п. 3 указанной статьи.

Под государственный контрактом, муниципальным контрактом в соответствии с п. 8 ст. 3 Закона N 44-ФЗ признается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта РФ (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.

Субъекты, являющиеся государственными и муниципальными заказчиками, перечислены в п. 5 и п. 6 ст. 3 Закона N 44-ФЗ, бюджетные учреждения среди них не названы и именуются заказчиками (п. 7 той же статьи).

То есть фактически для целей Закона N 44-ФЗ понятие "контракт" является синонимом понятия "гражданско-правовой договор, заключаемый заказчиком, руководствующимся Законом N 44-ФЗ", "государственный контракт" - синонимом понятия "гражданско-правовой договор, заключаемый государственным заказчиком", "муниципальный контракт" - синонимом понятия "гражданско-правовой договор, заключаемый муниципальным заказчиком". Каких-либо норм, требующих именовать документ, содержащий условия контракта (договора), именно "государственным контрактом", "муниципальным контрактом", "контрактом", "договором", Закон N 44-ФЗ не содержит.

Отметим, что на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг также содержится разъяснение о том, что "в рамках отношений, регулируемых Законом N 44-ФЗ, понятия "контракт" и "гражданско-правовой договор" являются тождественными" (ознакомиться с ним можно, пройдя по ссылке: http://zakupki.gov.ru).

В Гражданском кодексе РФ государственными и муниципальными контрактами названы договоры, заключаемые соответственно государственными и муниципальными заказчиками, на поставку товаров (п. 1 ст. 525 ГК РФ) и выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд (п. 1 ст. 763 ГК РФ). Данные контракты представляют собой отдельные виды соответственно договора купли-продажи (п. 5 ст. 454 ГК РФ) и договора подряда (п. 2 ст. 702 ГК РФ).

Из ст. 431 ГК РФ, п.п. 1, 6 ст. 13 АПК РФ следует, что при рассмотрении договора суд будет оценивать договор прежде всего исходя из существа регулируемых им отношений. То есть с точки зрения права имеет значение не наименование документа ("договор" или "контракт") и не употребляемая в нем терминология, а существо регулируемых им отношений.

Следовательно, любой заключенный государственным или муниципальным заказчиком договор, по которому выполняются строительные, проектные или изыскательские работы, всегда будет квалифицироваться как государственный или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд - и к нему будут применяться нормы параграфа 5 "Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд" главы 37 "Подряд" Гражданского кодекса РФ. А любой заключенный государственным или муниципальным заказчиком договор на поставку товара будет квалифицироваться как государственный или муниципальный контракт на поставку и к нему будут применяться нормы параграфа 4 "Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд" главы 30 "Купля-продажа" Гражданского кодекса РФ.

В свою очередь, поскольку бюджетное учреждение не является государственным или муниципальным заказчиком (вне зависимости от того, как будет назван заключаемый бюджетным учреждением договор - "договором" или "контрактом"), к нему вышеуказанные нормы применяться не будут, а будут применяться положения Закона N 44-ФЗ и нормы Гражданского кодекса РФ, регулирующие соответствующий вид гражданско-правового договора, не противоречащие Закону N 44-ФЗ.

Таким образом, именование договора, заключаемого в соответствии с Законом N 44-ФЗ, "договором" или "контрактом" не имеет юридического значения и бюджетное учреждение вправе именовать заключаемые им двусторонние и многосторонние сделки договорами.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Ефимова Ольга

Ответ прошел контроль качества

10 июня 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики