Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
02.07.2014
- На основании договора о совместной деятельности, заключенного с центром занятости населения, казенное учреждение принимает на себя обязательства по временному трудоустройству безработных граждан. На какие статьи КОСГУ следует отнести расходы, связанные с оплатой труда этих граждан, если временные работники будут заняты на работах по благоустройству территории? Какая ответственность предусмотрена за неверное применение подстатей КОСГУ?
1. Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации в 2014 году, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н), отнесение расходов на тот или иной код бюджетной классификации должно осуществляться прежде всего исходя из экономического содержания хозяйственной операции, определяемой предметом договора (контракта).
Существенным условием при определении статьи (подстатьи) КОСГУ, на которую следует относить выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, является то, в рамках каких отношений эти выплаты возникают: трудовых или гражданско-правовых.
Отметим, что заключение трудовых договоров осуществляется в соответствии с трудовым законодательством (ст.ст. 5, 15 ТК РФ). Согласно Указаниям N 65н расходы по оплате труда и начисления на выплаты по оплате труда классифицируются по статье 210 "Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда" КОСГУ, детализированной подстатьями КОСГУ 211-213.
В свою очередь, заключение гражданско-правовых договоров, в том числе с физическими лицами, вне зависимости от наличия у физического лица статуса индивидуального предпринимателя, регулируется Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). Соответственно, расходы, связанные с оплатой работ, услуг, в том числе по договорам гражданско-правового характера, согласно Указаниям N 65н, осуществляются с применением статьи 220 "Оплата работ, услуг" КОСГУ, детализированной подстатьями КОСГУ 221-226.
Организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, осуществляется органами занятости в соответствии с договорами о совместной деятельности на основании Административного регламента предоставления государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, осуществляется в соответствии с административным регламентом, утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.06.2007 N 449 (далее - Приказ N 449).
Согласно п.п. 87 и 94 Приказа N 449 работник центра занятости населения, проводит подбор вариантов временного трудоустройства в банке вакансий и работодателей, содержащем сведения о свободных рабочих местах (вакантных должностях), на основании договоров о совместной деятельности по организации и проведению временного трудоустройства безработных граждан, заключенных с работодателями и уведомляет безработного гражданина о необходимости предоставления информации о результатах собеседования с работодателем, представления в центр занятости населения выданных направлений для участия во временном трудоустройстве с отметкой работодателя и срочного трудового договора о временном трудоустройстве, заключенного с работодателем (в случае заключения срочного трудового договора).
Таким образом, на основании договора о совместной деятельности по организации и проведению временного трудоустройства безработных граждан казенное учреждение с безработным гражданином, направленным к нему центром занятости населения для временного трудоустройства, заключает срочный трудовой договор в соответствии с ТК РФ.
Следовательно, расходы на оплату труда временно трудоустроенных лиц должны осуществляться с применением подстатьи 211 "Заработная плата" КОСГУ, а расходы, связанные с начислениями на выплаты по оплате труда временных работников, соответственно, с применением подстатьи 213 "Начисления на выплаты по оплате труда" КОСГУ.
2. Напомним, что Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ устанавливают принципы назначения, структуру, порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации РФ, а также порядок присвоения кодов составным частям бюджетной классификации РФ, которые в соответствии с БК РФ являются едиными для бюджетов бюджетной системы РФ.
Как правило, расходы, осуществленные за счет бюджетных средств без соблюдения требований действующих Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ (неправильное применение "расходных" кодов бюджетной классификации, в том числе кодов КОСГУ), квалифицируются органами финансового контроля в качестве нецелевого использования бюджетных средств.*(1)
Согласно п. 1 ст. 306.4 БК РФ в качестве нецелевого использования бюджетных средств рассматривается направление средств бюджета и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Нецелевое использование бюджетных средств влечет:
- наложение административных штрафов (ст. 15.14 КоАП РФ);
- передачу уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя (распорядителя), получателя бюджетных средств (п. 2 ст. 306.4 БК РФ);
- бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы РФ, использованных не по целевому назначению, и платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) (п. 3 ст. 306.4 БК РФ);
- уголовное наказание, при наличии состава преступления (ст. 285.1 УК РФ).
В свою очередь, ответственность за нецелевое использование бюджетных средств не может быть применена в том случае, когда исходя из содержания нормативных документов невозможно с очевидностью установить, на какой код бюджетной классификации участнику бюджетного процесса следовало бы отнести осуществленные им расходы (расходы могли бы быть равным образом отнесены на различные коды бюджетной классификации) (п. 14.1 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23).
Кроме того, по мнению специалистов Минфина России, не может идти речи о нецелевом использовании бюджетных средств, если получателями бюджетных средств ошибочные действия по применению бюджетной классификации совершались неумышленно или же расходы осуществлялись в соответствии с официальными документами, которые обусловили применение конкретных статей (подстатей) КОСГУ (письмо Минфина РФ от 27.02.2012 N 02-07-10/534).
Отметим, что оценка возможности квалификации тех или иных расходов в качестве нецелевого использования бюджетных средств должна производиться с учетом исправительных записей, внесенных получателем бюджетных средств в учетные записи на лицевом счете в разумный срок в течение финансового года (смотрите, например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2013 N 13АП-7873/13, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2013 N 13АП-203/13).
Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Применение КОСГУ при выплате заработной платы в рамках срочного трудового договора;
- Энциклопедия решений. Страховые взносы на выплаты по трудовым договорам;
- Энциклопедия решений. Нецелевое использование бюджетных средств и имущества;
- Энциклопедия решений. Квалификация расходов, осуществляемых получателями бюджетных средств, в качестве нецелевого использования бюджетных средств.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса Шершнева Анна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Кузьмина Анна
11 июня 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) Смотрите, например:
- Решение Совета муниципального района "Заполярный район" от 27.03.2013 N 376-р "О рассмотрении отчета о деятельности Контрольно-счетной палаты Заполярного района за 2012 год";
- Апелляционное определение СК по гражданским делам Кировского областного суда от 05.09.2013 по делу N 33-3061/2013;
- Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15.12.2010 по делу N А10-1132/2010;
- Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 05.08.2009 N 02АП-2678/2009.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним