Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

03.07.2014
ВОПРОС:
Организация, применяющая общую систему налогообложения, приобрела энергетическое оборудование для строительства энергосберегающего комплекса на одной из электростанций (ГРЭС). Был заказан, оплачен и изготовлен проект привязки (проектная документация) данного оборудования на площадке ГРЭС. По причинам, не зависящим от организации, не удалось согласовать строительство энергосберегающего комплекса с собственниками ГРЭС. Проект строительства был остановлен, оборудование осталось на балансе организации (в эксплуатацию не сдано). "Входной" НДС по приобретенному оборудованию к вычету не принимался. Организация собственными силами пыталась на протяжении 5 лет реализовать имеющееся оборудование, однако не смогла этого сделать. Сейчас организация планирует заключить договор комиссии с другим юридическим лицом (далее - компания-комиссионер) в целях продажи этого оборудования. Договор предусматривает, что минимальная стоимость продажи оборудования по договору равняется балансовой стоимости (то есть себестоимости). Вознаграждение компании-комиссионера составляет 50% от стоимости реализации данного оборудования. Стороны договора не являются взаимозависимыми. Компания-комиссионер является российской организацией. Какие возможны налоговые последствия данной сделки? Правомерны ли условия о минимальной стоимости реализуемого оборудования? Допускается ли установление вознаграждения в размере 50% от цены реализации оборудования?
ОТВЕТ:

В соответствии с п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 ГК РФ). Согласно п. 1 ст. 421 ГК РФ юридические лица свободны в заключении договора. При этом исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон (п. 1 ст. 424 ГК РФ).

Законодательством не предусмотрено регулирование цен на энергетическое оборудование.

Таким образом, в данной ситуации стороны вправе устанавливать в договоре цены по своему усмотрению.

Что касается размеров комиссионного вознаграждения, то гражданское законодательство не содержит норм, устанавливающих порядок определения (расчета) его размера. Стороны могут согласовать любой порядок его определения, равно как и любой размер комиссионного вознаграждения (п. 2 ст. 1, п. 4 ст. 421 ГК РФ)*(1).

 

Налог на прибыль

Согласно п. 1 ст. 274 НК РФ налоговой базой по налогу на прибыль признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со ст. 247 НК РФ, подлежащей налогообложению.

Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ (ст. 247 НК РФ).

Доходы от продажи оборудования относятся к доходам от реализации (ст. 249 НК РФ).

Поскольку в рассматриваемой ситуации реализацию оборудования планируется проводить через комиссионера, то датой получения дохода у Вашей организации (комитента) будет дата реализации оборудования, указанная в извещении комиссионера о реализации и (или) в отчете комиссионера (п. 3 ст. 271 НК РФ). При этом комиссионер обязан в течение трех дней с момента окончания отчетного периода, в котором произошла такая реализация, известить комитента о дате реализации принадлежавшего ему товара (ст. 316 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ при исчислении налога на прибыль организация учитывает в составе расходов обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) организацией (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

В целях главы 25 НК РФ под основными средствами (далее - ОС) понимается часть имущества, используемого как средства труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией, первоначальная стоимость которого превышает 40 000 руб. (п. 1 ст. 257 НК РФ). При этом амортизируемым имуществом признается актив, принадлежащий организации на праве собственности, используемый для извлечения дохода, со сроком полезного использования более 12 месяцев, стоимостью свыше 40 000 рублей (п. 1 ст. 256 НК РФ).

Момент начала использования имущества в деятельности организации следует считать моментом ввода его в эксплуатацию. Следовательно, именно с момента ввода его в эксплуатацию организации предоставлено право уменьшения его стоимости посредством амортизации.

Отметим также, что, по мнению официальных органов, произвольное исключение имущества из состава амортизируемого, в том числе по критерию временного неполучения дохода, НК РФ не предусмотрено (смотрите, например, письмо ФНС России от 22.05.2013 N ЕД-4-3/9165@).

Вами сообщено, что приобретенное оборудование не было введено в эксплуатацию (не использовалось для извлечения дохода) и, соответственно, не входило в состав амортизируемого имущества.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ организация вправе уменьшить доходы от реализации оборудования на цену его приобретения (в рассматриваемой ситуации оборудование следует отнести к прочему имуществу). При этом организация также вправе уменьшить доходы от такой операции на сумму расходов, непосредственно связанных с реализацией имущества, в частности на расходы по оценке, хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемого имущества (п. 1 ст. 268 НК РФ, смотрите также письмо УФНС России по г. Москве от 12.11.2009 N 16-15/118613.2).

Как видим из приведенных норм, перечень расходов, непосредственно связанных с реализацией имущества, является открытым. Иными словами, организация вправе учесть при расчете налоговой базы по налогу на прибыль фактически любые затраты, непосредственно связанные с реализацией имущества, при условии соблюдения общих правил признания расходов в целях главы 25 НК РФ (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Одновременно напомним, что налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, а потому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения прибыли полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. Бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы (определения Конституционного Суда РФ от 04.06.2007 N 320-О-П, N 366-О-П).

В данном случае, по нашему мнению, затраты на оплату комиссионного вознаграждения можно рассматривать как расходы, непосредственно связанные с реализацией оборудования. Следовательно, названные затраты в полной сумме можно учесть при расчете налоговой базы по налогу на прибыль (при условии выполнения общих требований п. 1 ст. 252 НК РФ).

Стоимость приобретения реализуемого оборудования следует учесть в составе расходов на дату его реализации (п. 1 ст. 268 НК РФ), а сумму комиссионного вознаграждения - на дату утверждения Вашей организацией (комитентом) отчета комиссионера (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Иными словами, убыток, полученный при реализации имущества, будет уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. При этом в данном случае убыток списывается в налоговом учете единовременно.

Косвенно указанная позиция подтверждается письмом Минфина России от 05.05.2012 N 03-03-06/2/52, в котором разъясняется, что, если имущество ранее не использовалось в деятельности организации и не было переведено в состав ОС, убытки от реализации такого имущества могут быть учтены в составе расходов для целей налогообложения прибыли.

Также следует отметить, что если по итогам налогового периода также будет сформирован убыток, то организация вправе перенести сформировавшийся убыток на будущее в порядке, установленном ст. 283 НК РФ.

 

НДС

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признаются, в частности, операции по реализации товаров на территории РФ.

Налоговая база при реализации организацией товаров, если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога (п. 1 ст. 154 НК РФ).

Таким образом, организация при продаже оборудования, не введенного в эксплуатацию, должна начислить НДС в общеустановленном порядке.

Моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат:

1) день отгрузки (передачи) товаров;

2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (п. 1 ст. 167 НК РФ).

При отгрузке оборудования в адрес комиссионера (если такая операция будет производиться) НДС не начисляется, так как такая операция не влечет перехода права собственности, а следовательно, и не является реализацией товаров (письмо Минфина России от 18.05.2007 N 03-07-08/120).

Если получение предоплаты (аванса) договором не предусмотрено, то при реализации товаров через комиссионера моментом определения налоговой базы по НДС у комитента (Вашей организации) признается дата первого по времени составления первичного документа, оформленного на имя покупателя товаров (письма Минфина России от 03.03.2006 N 03-04-11/36, ФНС России от 17.01.2007 N 03-1-03/58).

Таким образом, при реализации товаров через комиссионера обязанность исчислить НДС возникает у комитента по дате отгрузочных документов на товар, выписанных комиссионером конечному покупателю, а не по дате передачи товара комитентом комиссионеру.

Сумму НДС, предъявленную комиссионером по комиссионному вознаграждению, Ваша организация вправе принять к вычету после принятия к учету оказанных комиссионером услуг при наличии счета-фактуры комиссионера (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

В отношении сумм "входного"НДС по приобретенному оборудованию обращаем Ваше внимание на следующее.

Напомним, что вычетам подлежат суммы "входного"НДС при одновременном выполнении трех условий:

- товары (работы, услуги) должны быть приняты к учету (п. 1 ст. 172 НК РФ), что должно быть подтверждено соответствующими документами;

- товары (работы, услуги) должны использоваться в деятельности, облагаемой НДС, или быть предназначены для перепродажи (п. 2 ст. 171 НК РФ);

- организация должна получить от поставщика счет-фактуру (п. 2 ст. 169, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Таким образом, организация вправе предъявить к вычету НДС в том периоде, в котором выполнены все вышеперечисленные условия. Иных условий в отношении периода использования вычетов НК РФ не установлено.

Вами сообщено, что "входной"НДС по приобретенному оборудованию к вычету Вами не предъявлялся.

Полагаем, что в рассматриваемой ситуации все условия, необходимые для принятия к вычету "входного"НДС по приобретенному оборудованию, соблюдаются на момент принятия решения о его реализации (при условии, что на тот момент рассматриваемое оборудование было учтено в составе товаров)*(2).

 

К сведению:

По мнению официальных органов, на основании положений п. 2 ст. 173 НК РФ срок, в течение которого организация может воспользоваться правом на вычет сумм НДС, составляет три года после окончания налогового периода, в котором у нее возникло право на вычет НДС (письма Минфина России от 26.03.2013 N 03-07-11/9532, от 30.12.2011 N 03-07-11/361, от 13.10.2010 N 03-07-11/408 и др., ФНС России от 28.02.2012 N ЕД-3-3/631@, от 12.07.2011 N ЕД-4-3/11248@). Существует судебная практика, поддерживающая эту точку зрения (постановления Президиума ВАС РФ от 15.06.2010 N 2217/10, ФАС Северо-Западного округа от 22.03.2012 N А56-41070/2011, ФАС Волго-Вятского округа от 28.11.2011 N Ф01-4426/11 и др.).

Однако в п. 2 ст. 173 НК РФ установлено лишь трехлетнее ограничение для предъявления НДС к возмещению из бюджета после окончания соответствующего налогового периода. Есть судебная практика, в которой указано, что пропуск срока, предусмотренного п. 2 ст. 173 НК РФ, не может являться безусловным формальным основанием для отказа налогоплательщику в возмещении НДС (постановления ФАС Северо-Западного округа от 01.10.2010 N Ф07-9107/2010, ФАС Московского округа от 18.08.2010 N КА-А40/9036-10, ФАС Западно-Сибирского округа от 05.03.2007 N Ф04-4096/2006(31846-А81-26)).

Следовательно, организация вправе применить налоговый вычет по НДС по истечении трех лет после окончания налогового периода, в котором возникло право на вычет, однако такие действия сопряжены с налоговым риском.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Самойлюк Ольга

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Королева Елена

16 июня 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

 


*(1) Порядок определения комиссионного вознаграждения подробно рассмотрен в следующем материале:

- Энциклопедия решений. Порядок определения размера комиссионного вознаграждения.

*(2) По вопросу о возможности принятия НДС к вычету в более поздние налоговые периоды рекомендуется ознакомиться со следующими материалами:

- Энциклопедия решений. Период получения налогового вычета по НДС (вычет в более позднем периоде).

Все консультации данной рубрики