Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Трудовое право
-
03.07.2014
- Имеет ли право организация принять на работу гражданина РФ без прописки, если прописываться или оформлять временную регистрацию человек не намерен?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Отсутствие у работника регистрации по месту жительства или пребывания (прописки) не является препятствием для его трудоустройства.
Обоснование вывода:
Согласно ст. 3 ТК РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от места жительства, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Статьей 64 ТК РФ установлено, что запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости, в частности, от места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается (за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом).
При заключении трудового договора лицо, принимаемое на работу, должно предъявить работодателю документы, указанные в ст. 65 ТК РФ. Документ, подтверждающий регистрацию работника по месту жительства или месту пребывания, в данной норме не упоминается. Соответственно, он не относится к числу документов, необходимых для заключения трудового договора и существования трудовых отношений. Требовать же от лица, поступающего на работу, иные документы, помимо предусмотренных законодательством, работодатель не вправе (часть третья ст. 65 ТК РФ). Таким образом, трудовым законодательством установлен запрет на ограничение трудовых прав и свобод в зависимости от места жительства. Поэтому отказ в приеме на работу на том основании, что у будущего работника отсутствует регистрация по месту жительства или пребывания, является незаконным*(1). Как указано в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", такой отказ нарушает право граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, гарантированное Конституцией РФ (часть 1 ст. 27), Законом РФ от 25.06.1993 N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон N 5242-I), а также противоречит части второй ст. 64 ТК РФ, запрещающей ограничивать права или устанавливать какие-либо преимущества при заключении трудового договора по указанному основанию.
Таким образом, работодатель не только вправе, но и обязан заключить трудовой договор с таким соискателем, если его удовлетворяют деловые качества последнего. При этом каких-либо санкций для работодателя в случае трудоустройства граждан, не имеющих регистрации, действующее законодательство не предусматривает.
Напротив, при отказе в заключении трудового договора по причине отсутствия у работника регистрации*(2) работодатель и его должностные лица могут быть привлечены к ответственности за нарушение законодательства о труде и охране труда (ст. 5.27 КоАП РФ). Кроме того, лицо, которому отказано в заключении трудового договора, вправе обжаловать такой отказ в суде (часть шестая ст. 64 ТК РФ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Наумчик Иван
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория
19 июня 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) Распространенное убеждение о незаконности приема на работу иногородних граждан основывается на нормативных правовых актах времен Союза ССР, которые в настоящее время отменены. Так, ст. 181 недействующего сейчас КоАП РСФСР предусматривала ответственность за прием на работу граждан, проживающих без прописки. Аналогичная норма была предусмотрена также и в п. 36 Положения о паспортной системе в СССР, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 28.08.1974 N 677. Однако это положение с 1 января 1992 г. (!) было признано утратившим силу Заключением Комитета конституционного надзора СССР от 11.10.1991 N 26 (2-1) "О разрешительном порядке прописки граждан".
*(2) Обращаем Ваше внимание, что нарушение правил о регистрации может послужить основанием для привлечения гражданина (работника) к ответственности по ст. 19.15 КоАП РФ. Согласно ст. 3 Закона N 5242-I, п. 4, п. 9, п. 16 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713, обязанность по оформлению регистрации по месту жительства или пребывания возложена на самих граждан.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним