Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

09.07.2014
ВОПРОС:
Федеральный закон от 04.06.2014 N 140-ФЗ внес изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ. В частности, теперь в соответствии с п. 4 части 1 ст. 93 годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании данного пункта, не должен превышать 2 млн. руб. или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн. руб. Действительно ли данная норма предполагает выбор максимальной суммы: не более 2 млн. руб. (но при этом 5% совокупного годового объёма закупок может составить и значительно меньшую сумму, чем 2 млн. руб.) или не более 5% совокупного годового объёма (но при этом 5% совокупного годового объёма могут превысить сумму 2 млн. руб.)? Может ли заказчик при годовом объёме всех закупок, равном 3 млн. руб., осуществить закупки у единственного поставщика на сумму до 2 млн. руб. в год, учитывая, что при этом 5% годового объёма всех закупок составит 150 000 руб.? Может ли заказчик при годовом объёме всех закупок, равном 500 млн. руб., осуществить закупки у единственного поставщика на сумму до 5% годового объёма всех закупок, то есть на сумму до 2,5 млн. руб.? Нужно ли вносить изменения в тексты договоров, заключаемых в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, если тексты данных договоров соответствуют положениям применявшегося ранее Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ?
ОТВЕТ:

Действительно, согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в редакции Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании данного пункта, не должен превышать 2 миллиона рублей или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 миллионов рублей. Каких-либо разъяснений данной нормы в настоящее время, к сожалению, нам обнаружить не удалось, мы можем высказать только свое экспертное мнение по данному вопросу. Мы полагаем, что оборот "не должен превышать 2 миллиона рублей или ... 5% совокупного годового объема закупок заказчика" подразумевает выбор заказчика только в части того, какая именно сумма окажется меньше.

Соответственно:

- если 5% совокупного годового объема закупок заказчика составит менее 2 миллионов рублей, в том числе, например, 5% от 3 миллионов рублей - 150 тысяч рублей, заказчик вправе произвести закупку на основании указанного пункта всё равно на сумму 2 миллиона рублей.

- если же 5% совокупного годового объема закупок заказчика составляет более 2 миллионов рублей, но менее 50 миллионов рублей, в том числе, например, 5% от 50 миллионов - 2 миллиона 500 тысяча рублей или 5% от 500 миллионов - 25 миллионов рублей, то заказчик вправе произвести закупку на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ именно на сумму, равную этим 5% совокупного годового объема закупок, в приведенных примерах - 2 миллиона 500 тысяч рублей и 25 миллионов рублей соответственно.

- наконец, если 5% совокупного годового объема закупок заказчика составляет более 50 миллионов рублей, в том числе, например, 5% от 1 миллиарда 20 миллионов - 51 миллион рублей, то заказчик вправе произвести закупку на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ только на сумму 50 миллионов рублей.

Отметим, что указанные изменения, согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года. Отсюда, по нашему мнению, следует, что заказчик вправе осуществлять закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ на сумму до 2 миллионов рублей уже в этом году, даже если ранее часть таких закупок, превышающую 5% от совокупного годового объема закупок заказчика, планировалось осуществить конкурентными способами. Разумеется, для этого необходимо будет внести соответствующие изменения в план-график закупок, что никак не ограничено законом (п. 6 Особенностей размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы, утвержденных приказом Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 20.09.2013 N 544/18н на основании ч. 2 ст. 112 Закона N 44-ФЗ).

Обращаем внимание, что сказанное является нашим экспертным мнением. За официальными разъяснениями можно обратиться в Министерство экономического развития РФ или Федеральную антимонопольную службу РФ.

Что касается регулирования условий контракта, заключенного до вступления в силу Закона N 44-ФЗ, то согласно п. 2 ст. 422 ГК РФ если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. Данная норма применима к отношениям, регулируемым Законом N 44-ФЗ, поскольку этот Закон основан, в том числе, на нормах Гражданского кодекса РФ (ч. 1 ст. 2 данного Закона). Согласно ч. 1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ к отношениям, возникшим до дня вступления в силу этого Закона, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено самой ст. 112 этого Закона.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Серков Аркадий

Ответ прошел контроль качества

20 июня 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики