Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

09.07.2014
ВОПРОС:
Бюджетным учреждением заключен договор аренды здания от 01.01.2013, согласно которому арендная плата за 2013 год составила 12 300 тыс. руб. Согласно плану финансово-хозяйственной деятельности на 2013 год поступление субсидии на выполнение государственного задания по ст. 224 КОСГУ составило 12 000 тыс. руб., кассовые расходы аналогичны. Следовательно, в учреждении образовалась кредиторская задолженность, которая не отражена в отчетах. Отклонение в сумме 300 тыс. руб. учреждение оплачивает за счет субсидии 2014 года. Правомерны ли действия учреждения?
ОТВЕТ:

1. Согласно положениям п. 3 Инструкции, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), информация в денежном выражении о состоянии активов и обязательств, об операциях, их изменяющих, и финансовых результатах указанных операций (доходах, расходах), отражаемая на соответствующих счетах рабочего плана счетов субъекта учета, должна быть полной с учетом существенности. При этом существенной информацией признается информация, пропуск или искажение которой может повлиять на экономические решения пользователей этой информации, принятые на основании данных бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской отчетности субъекта учета (абзац девятый п. 3 Инструкции N 157н).

Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", далее - Закон N 402-ФЗ, п. 7 Инструкции N 157н).

В соответствии с абзацем 3 п. 3 Инструкции N 157н бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций.

Иными словами, обязательства по договору аренды здания в 2013 году следовало отразить согласно имеющимся в учреждении первичным документам на балансовых счетах в полном объеме, то есть в сумме 12 300 тыс. руб. Соответственно, в рассматриваемой ситуации имело место искажение показателей бухгалтерской отчетности.

Согласно ст. 15.11 КоАП РФ грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей. При этом под грубым нарушением понимается в том числе и искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.

2. Для получателей бюджетных средств п. 3 ст. 219 БК РФ установлено, что бюджетные обязательства принимаются в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Для бюджетных учреждений такое ограничение не предусмотрено. Иными словами, право заключения бюджетными учреждениями договоров (контрактов) напрямую не обусловлено ни включением планируемых по таким договорам расходов в План ФХД, ни наличием финансового обеспечения исполнения этих договоров (контрактов).

В то же время весьма желательно, чтобы между объемом принимаемых бюджетными учреждениями обязательств и объемом планируемых поступлений была прямая связь. Соответственно, в рамках осуществления ведомственного внутреннего финансового аудита может быть сформулировано предложение (рекомендация): принимать обязательства только при наличии информации об ожидаемых поступлениях (например, в рамках вида финансового обеспечения "4" в текущем финансовом году обязательства, подлежащие оплате в очередном финансовом году, могут приниматься только при наличии соглашения субсидии на выполнение задания очередного года и проекта Плана ФХД). Подобные требования могут содержаться в соглашениях на предоставление субсидий или иных нормативных актах учредителя, регламентирующих финансово-хозяйственную деятельность бюджетного учреждения.

3. Практика показывает, что расходы получателей бюджетных средств могут быть квалифицированы органами государственного (муниципального) контроля в качестве нецелевого использования бюджетных средств в следующих случаях.

1. Документами, служащими правовым основанием получения бюджетных средств, не предусмотрена принципиальная возможность осуществления тех или иных расходов.

2. Расходы могли быть произведены за счет бюджетных средств, однако при их отнесении на определенные коды бюджетной классификации не соблюдались требования:

- действующих Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации;

- документов, служащих правовым основанием получения бюджетных средств.

Согласно положениям Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н (далее - Требования), План ФХД является для бюджетного учреждения основанием для отражения операций по получению доходов и осуществлению расходов в рамках различных видов деятельности. При этом в письме Минфина России от 08.11.2012 N 02-11-08/4694 прямо указано, что нецелевое использование средств у бюджетных и автономных учреждений возникает при использовании их на цели, не предусмотренные Планом ФХД.

Учитывая вышеизложенное, полагаем, что "зафиксированное" в определенные даты превышение кассовых расходов по определенным направлениям (кодам КОСГУ) над соответствующими плановыми назначениями (действующими в эти даты) может рассматриваться в качестве нецелевого использования бюджетных средств.

Напомним, что с 4 августа 2013 года действует редакция ст. 15.14 "Нецелевое использование бюджетных средств" КоАП РФ, в соответствии с которой субъектами нарушения, предусмотренного этой статьей, являются не только получатели бюджетных средств, но и иные организации (в том числе бюджетные учреждения).

Однако следует понимать, что практика привлечения бюджетных учреждений к административной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств к настоящему времени окончательно не сложилась. Поэтому достаточно сложно прогнозировать, будет ли судом такое превышение квалифицировано в качестве нецелевого использования.

В то же время в рассматриваемом случае можно констатировать несоответствие плана ФХД фактической деятельности учреждения, что является нарушением порядка составления и утверждения Плана ФХД, предусмотренного Требованиями.

4. Действующее в настоящее время законодательство не содержит ограничений по срокам принятия денежных обязательств, оплачиваемых бюджетными учреждениями за счет субсидии на выполнение госзадания текущего года.

Более того, подобные ограничения не предусмотрены и для получателей бюджетных средств (смотрите, например, письмо Федерального казначейства от 21.06.2006 N 42-7.1-15/5.1-257).

В целях организации текущего и последующего контроля порядок составления и утверждения плана ФХД бюджетного учреждения может предусматривать дополнительную детализацию показателей в части детализации выплат по определенным кодам КОСГУ на выплаты в счет погашения обязательств текущего года и выплаты по погашениям обязательств прошлых лет.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:

- Энциклопедия решений. Нецелевое использование бюджетных средств и имущества;

- Энциклопедия решений. План финансово-хозяйственной деятельности бюджетного (автономного) учреждения;

- Энциклопедия решений. Внесение изменений в План ФХД бюджетного (автономного) учреждения.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

советник государственной гражданской службы Московской области 1 класса Левина Ольга

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

кандидат юридических наук Кузьмина Анна

20 июня 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики