Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

10.07.2014
ВОПРОС:
Нормативный правовой акт, устанавливающий размеры возмещения командировочных расходов сотрудникам казенных и бюджетных учреждений, в субъекте РФ отсутствует. Имеет ли право казенное учреждение субъекта РФ и бюджетное учреждение субъекта РФ установить коллективным договором или локальным нормативным актом размеры возмещения командировочных расходов, которые превышают нормы, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 N 729 (в части найма жилого помещения)? Если да, то возможно ли предусмотреть исполнение данных обязательств за счет бюджетных средств?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Казенное учреждение в рассматриваемом случае может возмещать расходы по найму жилых помещений командированным работникам в размере, предусмотренном коллективным договором, за счет средств бюджета в пределах соответствующих сметных назначений.

Бюджетное учреждение в данном случае может возмещать расходы по найму жилых помещений командированным работникам в размере, предусмотренном коллективным договором, за счет средств субсидии на выполнение госзадания при выполнении следующих условий:

1) размер возмещения не превышает норматива на эти расходы, использованного при расчете субсидии на выполнение госзадания, а если превышает - за счет экономии средств субсидии в текущем году по иным направлениям (выполнение условия "1)" желательно, если при определении размера субсидии явно применялся норматив на возмещение расходов по найму помещений);

2) расходы направлены на выполнение госзадания;

3) расходы осуществляются в пределах общего объема расходов на оплату найма жилых помещений, предусмотренного утвержденным Планом ФХД;

4) госзадание выполняется в полном объеме, в установленные сроки и с соблюдением показателей по качеству.

 

Обоснование вывода:

Часть третья ст. 168 ТК РФ предусматривает, что порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам государственных учреждений субъектов РФ определяются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ.

Учитывая, что в Республике Адыгея такой нормативный правовой акт, устанавливающий размеры возмещения командировочных расходов сотрудникам казенных и бюджетных учреждений, в настоящее время не принят, ТК РФ допускает установление размера возмещения расходов, связанных со служебными командировками, исключительно коллективным договором (данный вывод был обоснован ранее в предыдущем ответе).

Казенные учреждения. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется на основании бюджетной сметы (п. 2 ст. 161 БК РФ). Утвержденные показатели бюджетной сметы казенного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения (п. 2 ст. 221 БК РФ). В соответствии с п. 4 Общих требований, утвержденных приказом Минфина России от 20.11.2007 N 112н (далее - Общие требования), показатели сметы формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов с детализацией до кодов статей (подстатей) КОСГУ. При этом каждый код бюджетной классификации является показателем бюджетной сметы и имеет предметно-целевое назначение.*(1)

Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств (п. 3 ст. 219 БК РФ).

Доходы, полученные от приносящей доход деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (п. 3 ст. 161 БК РФ).

Учитывая положения бюджетного законодательства, в рассматриваемой ситуации возмещение казенным учреждением работнику командировочных расходов осуществляется в общеустановленном для получателей бюджетных средств порядке:

- за счет средств бюджета на основании бюджетной сметы;

- в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке на указанные цели в соответствии с кодами КОСГУ.

При этом обязательства должны приниматься в размере, предусмотренном коллективным договором.

Следует учитывать, что общий объем командировочных расходов не должен превышать сметных назначений бюджетной сметы.

Казенному учреждению в течение финансового года могут быть уточнены лимиты бюджетных обязательств, в том числе в случае увеличения в соответствии со ст. 217 БК РФ бюджетных ассигнований по отдельным разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджета за счет экономии по использованию в текущем финансовом году бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг - в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных главному распорядителю бюджетных средств в текущем финансовом году на оказание государственных услуг при условии, что увеличение бюджетных ассигнований по соответствующему виду расходов не превышает 10% (Письмо Минфина России от 07.08.2012 N 02-03-06/3073).

Бюджетные учреждения. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется путем предоставления бюджетным учреждениям субсидий в соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 78.1 БК РФ. Размер такой субсидии рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества (п. 4 ст. 69.2, п. 1 ст. 78.1 БК РФ).

Такая субсидия предоставляется бюджетным учреждениям без определения направлений ее использования в соглашении о предоставлении субсидии. Учреждения самостоятельно определяют направления расходования этих средств, неся при этом ответственность за своевременное и полное исполнение задания учредителя (п. 2 ст. 130 ГК РФ, п. 10 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ).

Направления использования средств, поступивших бюджетному учреждению, утверждаются в плане ФХД, составляемом и утверждаемом в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, в соответствии с Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, установленными приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н (далее - Требования).

Пунктом 12 Требований установлено, что при принятии органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, решения о раздельном формировании плановых, показателей по выплатам, связанным с выполнением учреждением государственного задания, объемы указанных выплат в пределах общего объема субсидии на выполнение государственного задания могут устанавливаться по отдельным статьям расходов с превышением нормативных затрат, определенных в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, в соответствии с п. 4 ст. 69.2 БК РФ.

В соответствии с ч.ч. 6 и 15 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ субсидии на выполнение государственного задания поступают бюджетным учреждениям на лицевые счета, открытые им в территориальном органе Федерального казначейства или в финансовом органе субъекта РФ, и используются ими в пределах остатка средств, отраженных на их лицевых счетах, без представления документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств.

Таким образом, законодательством РФ не установлено требование, что плановые показатели по выплатам, отраженные в Плане ФХД, должны соответствовать по объему и назначениям нормативным затратам, использованным при расчете субсидии на выполнение государственного задания.

Поэтому в случае достижения экономии средств, образовавшейся в результате выполнения государственного задания, указанные средства могут быть перераспределены в зависимости от потребности Учреждения, в том числе, на возмещение расходов командированного работника по найму жилого помещения в размере, превышающем нормативы, использованные при расчете субсидии, с обязательным уточнением Плана ФХД. В этом случае составляется новый план, показатели которого не должны вступать в противоречие в части кассовых операций по выплатам, проведенным до внесения изменения в план (п. 19 Требований). Корректировка нормативных затрат, используемых при расчете объема субсидии на выполнение государственного задания, в этом случае не требуется.

Вместе с тем указанные перераспределения не должны влиять на выполнение показателей объема и качества государственных услуг, утвержденных в государственном задании (смотрите, например, письмо Минфина России от 29.01.2013 N 02-13-06/293).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

кандидат юридических наук Кузьмина Анна

Ответ прошел контроль качества

25 июня 2014 г.

 


*(1) Одним из основополагающих принципов бюджетной системы РФ является принцип адресности и целевого характера бюджетных средств (ст. 28 БК РФ). Данный принцип означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст. 38 БК РФ).

Все консультации данной рубрики