Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

07.09.2011
ВОПРОС:
На какую статью КОСГУ следует отнести расходы учреждения по приобретению оборудования для учебных классов "Химия" и "Физика" (реактивы, наглядные пособия, плакаты и прочее)?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Расходы по приобретению реактивов и плакатов должны осуществляться за счет статьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ.

В отношении же иных материальных ценностей, предназначенных для использования в учебных классах (например наглядных пособий), окончательное решение об их отнесении к основным средствам (материальным запасам) может быть принято уполномоченными должностными лицами учреждения исходя из конкретных характеристик приобретаемых активов.

При этом объекты, отнесенные к основным средствам, приобретаются за счет статьи 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ, а к материальным запасам - за счет статьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ.

Обоснование вывода:

По общему правилу расходы на приобретение объектов, которые в дальнейшем в соответствии с положениями действующей "Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), могут учитываться в составе нефинансовых активов, в соответствии с "Указаниями...", утвержденными приказом Минфина России от 28.12.2010 N 190н (далее - Указания N 190н), относятся на соответствующие статьи группы 300 "Поступление нефинансовых активов" КОСГУ.

Так, расходы на приобретение объектов, относящихся к основным средствам, осуществляются за счет статьи 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ, а расходы на приобретение объектов, относящихся материальным запасам - за счет статьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ.

Напомним, что при принятии решения об отнесении объекта к основным средствам одновременно должны выполняться критерии отнесения объекта к основным средствам, установленные п.п. 38, 39, 41 Инструкции N 157н. Кроме того, данные объекты не должны относиться к материальным запасам в соответствии с п. 99 Инструкции N 157н.

Согласно п. 118 Инструкции N 157н в составе прочих материальных запасов, в частности, учитываются:
* реактивы и химикаты, стекло и химпосуда, металлы, электроматериалы, радиоматериалы и радиодетали, фотопринадлежности, подопытные животные и прочие материалы для учебных целей и научно-исследовательских работ;
* книжная, иная печатная продукция, кроме печатной продукции, предназначенной для продажи, а также библиотечного фонда и бланочной продукции строгой отчетности.

Таким образом, расходы по приобретению реактивов и плакатов для учебных кабинетов должны осуществляться за счет статьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ.

В аналогичном порядке расходы по приобретению плакатов в прошлые годы рекомендовали осуществлять и независимые эксперты1.

В отношении же иных материальных ценностей, предназначенных для использования в учебных классах (например наглядных пособий), окончательное решение об их отнесении к основным средствам (материальным запасам) может быть принято только соответствующими должностными лицами учреждения исходя из конкретных характеристик приобретаемых активов.

Так, одним из главных критериев отнесения объекта к основным средствам является срок его полезного использования - он должен быть более 12 месяцев (п. 38 Инструкции N 157н).

Подробный порядок определения срока полезного использования объекта приведен в п. 44 Инструкции N 157н. При этом, если с учетом содержания ОКОФ и Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1, не представляется возможным определить срок полезного использования актива, то он может быть определен в установленном порядке на основании документов производителя или на основании решения соответствующей комиссии. Соответственно, на основании данного решения объект относится к основным средствам или материальным запасам.

В 2010 году специалистами финансового ведомства была сформулирована следующая правовая позиция: отнесение материальных ценностей к соответствующей группе нефинансовых активов (основные средства или материальные запасы) относится к компетенции получателя бюджетных средств, который принимает решение по указанному вопросу в соответствии с действующим порядком ведения бухгалтерского учета и несет ответственность за правильность принятых им решений (смотрите письмо Минфина России от 05.02.2010 N 02-05-10/383). В нынешнем году данная позиция также обоснованно может применяться должностными лицами государственных (муниципальных) учреждений.

Кроме того, напомним, что ответственность за нецелевое использование бюджетных средств не может быть применена в том случае, когда исходя из содержания нормативных документов невозможно с очевидностью установить, на какой код бюджетной классификации участнику бюджетного процесса следовало бы отнести осуществленные им расходы (расходы могли бы быть равным образом отнесены на различные коды бюджетной классификации) (п. 14.1 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23).

В заключение обращаем Ваше внимание на то, что ОКОФ содержит код 16 3695030 "Пособия учебные и оборудование школьное", к которому могут быть отнесены различные виды оборудования классов и наглядные пособия. Срок полезного использования по таким объектам основных средств равен 5 годам (согласно Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1). При отнесении приобретаемого имущества к данному коду ОКОФ и включении его в состав основных средств обоснованно может применяться статья 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ.

К сведению:

На практике некоторые образовательные учреждения учитывают учебные классы со всем оборудованием и пособиями в качестве единых инвентарных объектов, рассматривая их в качестве обособленных комплексов конструктивно-сочлененных предметов.

Однако такой порядок организации учета, по нашему мнению, не в полной мере соответствует требованиям п.п. 41, 45 Инструкции N 157н. Кроме того, подобный подход совсем не способствует оперативному отражению в учете полной и достоверной информации об имуществе учреждения и может стать поводом для претензий со стороны контролирующих органов (смотрите, например, п. 8 "Заключения..." (решение Совета депутатов Касимовского муниципального района Рязанской области от 14.07.2010 N 196-IV СД).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
государственный советник РФ 3 класса Семенюк Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пименов Владимир

1 Вопрос: По какой статье КОСГУ следует отражать приобретение плакатов? ("Бюджетный учет", N 12, декабрь 2010 г.); "Средства информации о репертуаре учреждений культуры" (И. Зернова, "Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, июнь 2009 г.).

Все консультации данной рубрики