Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

11.07.2014
ВОПРОС:
Как с учетом изменений в Федеральном законе от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", внесенных Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ, будет применяться Распоряжение Правительства РФ от 31.10.2013 N 2019-р? Может ли теперь заказчик провести техническое обслуживание автомобилей, застраховать их, закупить канцтовары без проведения аукциона при условии, что договоры (контракты) будут заключены на сумму до 100 000 руб.?
ОТВЕТ:

Распоряжение Правительства РФ от 31.10.2013 N 2019-р (далее - Распоряжение) издано на основании ч. 2 ст. 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). Согласно данной норме закона заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством РФ (который и утвержден Распоряжением), либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона N 44-ФЗ.

Часть 2 ст. 59 Закона N 44-ФЗ не претерпевала изменений с 1 января 2014 года, и, как видим, уже с этого момента она подразумевала, что заказчик вправе закупать товары, работы, услуги, включенные в перечень, утвержденный Распоряжением, не только путем проведения электронного аукциона, но и путем проведения запроса котировок, запроса предложений или у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), при условии соблюдения ограничений, установленных этим Законом.

Смысл же недавних изменений в Закон N 44-ФЗ, внесенных Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ (далее - Закон N 140-ФЗ), состоит в расширении возможностей заказчика по закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без дополнительных к тому оснований.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ в редакции Закона N 140-ФЗ годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании данного пункта, не должен превышать 2 миллиона рублей или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 миллионов рублей.

Совокупный годовой объем закупок, согласно п. 16 ст. 3 Закона N 44-ФЗ, внесенному также Законом N 140-ФЗ, - это утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с Законом N 44-ФЗ, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.

Под контрактами, как следует из п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ, в данном Законе понимаются гражданско-правовые договоры, предметом которых могут являться поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества).

Таким образом, совокупный годовой объем закупок, которые могут быть осуществлены у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в любом отдельно взятом календарном году, по общему правилу следует определять, как утвержденный на этот год общий объем финансового обеспечения (согласно лимитам бюджетных обязательств, плану финансово-хозяйственной деятельности) для оплаты гражданско-правовых договоров (контрактов), в том числе заключенных до начала этого года, но подлежащих оплате в этом году.

При этом следует принять во внимание, что буквально эти ограничения установлены следующим образом: "...годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта...". Из буквального прочтения этой нормы следует, что ограничены закупки только на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, а не какой-либо иной нормы, а тем более какого-либо иного закона. Соответственно, на наш взгляд, контракты, заключенные на основании п. 14 ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", при определении исполнения указанных ограничений не учитываются.

Также обратим внимание на определение "нижней границы" лимитов закупок на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Каких-либо разъяснений по данному вопросу в настоящее время нам, к сожалению, обнаружить не удалось, мы можем высказать только свое экспертное мнение по данному вопросу. Мы полагаем, что оборот "не должен превышать 2 миллиона рублей или ... 5% совокупного годового объема закупок заказчика" подразумевает выбор в части того, какая именно сумма окажется меньше.

Соответственно, если 5% совокупного годового объема закупок заказчика составит менее 2 миллионов рублей, в том числе, например, 5% от 10 миллионов рублей - 500 тысяч рублей, заказчик вправе произвести закупку на основании указанного пункта всё равно на сумму 2 миллиона рублей.

Если же 5% совокупного годового объема закупок заказчика составляет более 2 миллионов рублей, но не более 50 миллионов рублей, в том числе, например, 5% от 50 миллионов - 2 миллиона 500 тысяча рублей или 5% от 500 миллионов - 25 миллионов рублей, то заказчик вправе произвести закупку на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ именно на сумму, равную этим 5% совокупного годового объема закупок, в приведенных примерах - 2 миллиона 500 тысяч рублей и 25 миллионов рублей соответственно.

Наконец, если 5% совокупного годового объема закупок заказчика составляет более 50 миллионов рублей, в том числе, например, 5% от 1 миллиарда 20 миллионов - 51 миллион рублей, то заказчик вправе произвести закупку на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ только на сумму 50 миллионов рублей.

Отметим, что указанные изменения, согласно ч. 2 ст. 2 Закона N 140-ФЗ, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года. Отсюда, по нашему мнению, следует, что заказчик вправе осуществлять закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ на сумму до 2 миллионов рублей уже в этом году, даже если ранее часть таких закупок, превышающую 5% от совокупного годового объема закупок заказчика, планировалось осуществить конкурентными способами. Разумеется, для этого необходимо будет внести соответствующие изменения в план-график закупок, который в соответствии с ч. 2 ст. 112 Закона N 44-ФЗ размещается в 2014 и 2015 годах в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планы-графики размещения заказов по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона N 44-ФЗ, с учетом особенностей, утвержденных приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 20.09.2013 N 544/18н.

Таким образом, влияние изменений, внесенных Законом N 140-ФЗ, на закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, утвержденный Распоряжением, состоит в том, что теперь заказчик может закупить больший их объем у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без дополнительных к тому оснований, в зависимости только от суммы контракта, на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Принцип же выбора способов закупки при этом не меняется.

Еще раз обращаем внимание, что сказанное является нашим экспертным мнением. За официальными разъяснениями можно обратиться в Минэкономразвития России или ФАС России.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Серков Аркадий

Ответ прошел контроль качества

27 июня 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики