Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
17.07.2014
- Бюджетным учреждением в 2014 году были выявлены ошибки в начислениях за оказанные ему обслуживающей организацией услуги центрального отопления (ошибки в начислениях выявлены за 2011-2013 годы) и горячего водоснабжения (ошибки в начислениях выявлены за 2013 год). Оплата услуг центрального отопления и горячего водоснабжения осуществлялась бюджетным учреждением за счет средств субсидии на выполнение государственного задания. Возврат средств осуществлен обслуживающей организацией в 2014 году на основании предписания органов прокуратуры, при этом сумма переплаты определена на основании расчетов учреждения. Возвращенная на лицевой счет сумма полностью соответствует расчетам, произведенным бюджетным учреждением. Возвращенные денежные средства не отражены в отчетности учреждения на 01.01.2014, так как ошибка выявлена в 2014 году. Переплата выявлена за период деятельности учреждения в качестве получателя субсидий. При этом учреждением принято решение о возврате (перечислении) средств органу, осуществляющему в отношении учреждения полномочия учредителя. Какие документы должна представить обслуживающая организация по данной операции? Как следует отразить данные поступления в бухгалтерском учете учреждения?
По общему правилу поступление сумм возврата дебиторской задолженности учитывается бюджетными учреждениями как восстановление кассовых выплат с отражением по тем же кодам КОСГУ (кодам поступлений и выбытий, кодам субсидий), по которым ранее такие кассовые выплаты отражались в учете. В случае невозможности соотнесения конкретного поступления с ранее произведенной выплатой такое поступление денежных средств отражается в учете по коду 180 "Прочие доходы" КОСГУ.
Обратите внимание: в соответствии с действующим законодательством у бюджетных учреждений не возникает обязанности по перечислению в доход бюджета сумм возврата дебиторской задолженности, образовавшейся за счет средств субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания (смотрите, в частности, ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ).
В доход бюджета в текущем финансовом году должны перечисляться суммы, поступающие в бюджетные учреждения в качестве возврата дебиторской задолженности прошлых лет, образовавшейся в рамках исполнения бюджетных смет, их поступление отражается в учете по коду КОСГУ 130, а перечисление в бюджет учитывается в качестве уменьшения данных доходов.
В связи с отсутствием обязанности у бюджетных учреждений по перечислению в доход бюджета сумм возврата дебиторской задолженности, образовавшейся за счет средств субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, порядок отражения в бухгалтерском учете указанных операций Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н) и Инструкцией, утвержденной приказом Минфина от 16.12.2010 N 174н (далее - Инструкция N 174н), не предусмотрен.
Если в силу объективных обстоятельств учреждение приняло решение о возврате остатка субсидии в доход бюджета, порядок организации бухгалтерского учета в данном случае следует определить в учетной политике бюджетного учреждения, согласовав его с учредителем (п. 2 Инструкции N 174н).
При разработке такого порядка следует учитывать, что доход в размере выделенной субсидии на выполнение задания отражается в учете учреждения на основании условий заключенного на соответствующий год соглашения в объеме предоставляемой субсидии по дебету счета 4 205 81 560 "Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам" и кредиту счета 4 401 10 180 "Прочие доходы" (п. 93 Инструкции N 174н).
Уменьшение субсидии на выполнение задания в объеме неиспользованных остатков на начало очередного финансового года противоречит законодательству Российской Федерации (письмо Минфина России от 11.01.2013 N 02-13-10/28). Поэтому для отражения в учете рассматриваемой операции применение балансового счета 0 205 00 000 "Расчеты по доходам", по нашему мнению, некорректно.
В рассматриваемой ситуации условия соглашения о предоставлении субсидии не изменялись, показатели государственного (муниципального) задания не пересматривались. Соответственно, у учреждения нет оснований для отражения в учетных регистрах уменьшения доходов текущего года. Принятое решение о добровольном перечислении средств, поступивших в счет возврата дебиторской задолженности прошлых лет, приводит к увеличению объема расходных обязательств организации и может быть отражено по дебету счета 0 401 20 200 "Расходы хозяйствующего субъекта" и кредиту счета 0 303 05 730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет".
В свою очередь, операция по зачислению средств, образовавшихся в результате переплаты при оплате учреждением коммунальных услуг в предыдущие отчетные периоды, может быть отражена как восстановление кассового расхода по коду КОСГУ, по которому ранее были произведены кассовые выплаты (смотрите, например, письмо Минфина РФ от 26.09.2012 N 02-03-07/3956).
При решении вопроса об отражении в бухгалтерском учете возникшей задолженности поставщика коммунальных услуг мы исходим из того, что неустойки поставщику не предъявлялись, а в предыдущем периоде в расчетах была совершена ошибка и поставщиком возвращена излишне предъявленная к оплате сумма. Следовательно, нет оснований для применения счета 0 205 41 000 "Расчеты по суммам принудительного изъятия" и отражения дохода по счету 0 401 10 000 "Доходы текущего финансового года". По нашему мнению, в данном случае операция будет аналогична порядку исправления ошибки в соответствии с п. 18 Инструкции N 157н. Соответствующее исправление следует осуществить способом "Красное сторно" и дополнительной бухгалтерской записью датой обнаружения ошибки.*(1)
Основанием для внесения исправления будет Справка (форма 0504833) с приложением расчета, произведенного учреждением, а также предписания органа прокуратуры.
Таким образом, в случае, если органом, осуществляющим в отношении бюджетного учреждения полномочия учредителя, либо финансовым органом публично-правового образования не предусмотрено особого порядка отражения в бухгалтерском учете и отчетности сумм возврата неиспользованных средств субсидии, являющейся финансовым обеспечением государственного (муниципального) задания, по инициативе учреждения без внесения изменений в государственное (муниципальное) задания, для отражения указанных операций учреждением могут быть применены следующие корреспонденции по счетам:
Дебет 4 401 20 223 Кредит 4 302 23 730
- методом "Красное сторно" отражена корректировка сумм переплаты по коммунальным услугам на основании Справки (форма 0504833), содержащей информацию по обоснованию внесения исправлений, с приложением расчетов учреждения, подтверждающих образование переплаты;
Дебет 4 201 11 510 Кредит 4 302 23 730,
Уменьшение по счету 18 (код КОСГУ 223)
- отражено поступление средств в погашение задолженности, возникшей в результате выявленной переплаты при оплате коммунальных услуг в порядке восстановления кассовых расходов;
Дебет 4 401 20 290 Кредит 4 303 05 730
- начислены обязательства по перечислению остатка средств субсидии в соответствующий бюджет;
Дебет 4 303 05 830 Кредит 4 201 11 610,
Увеличение по счету 18 (код КОСГУ 290)
- денежные средства перечислены в доход бюджета.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса Шершнева Анна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга
2 июля 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) Возможность применения метода "Красное сторно" объясняется тем, что сумма переплаты возвращена непосредственно виновником её образования (поставщиком услуг). Возможность применения метода "Красное сторно" косвенно подтверждается мнением специалистов финансового ведомства, содержащимся в письме Минфина РФ от 23.07.2010 N 02-06-10/2723.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним