Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

18.07.2014
ВОПРОС:
Учредителем, на регулярной основе подведомственным бюджетным учреждениям, выделяется субсидия на иные цели (абзац второй п. 1 ст. 78.1 БК РФ) на покрытие кредиторской задолженности. Кредиторская задолженность возникает в рамках деятельности по выполнению муниципального задания (по обслуживанию объектов коммунальной инфраструктуры) - выполняются работы. Размер субсидии определяется "сметным способом". Может ли выделяться на регулярной основе субсидия на иные цели?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

1. Субсидиарная ответственность органа, осуществляющего функции учредителя бюджетного учреждения (далее - учредитель), по долгам бюджетного учреждения законом не предусмотрена, соответственно, субсидия на погашение кредиторской задолженности может выделяться только в исключительных случаях при отсутствии иных источников ее погашения в самом учреждении.

2. Регулярное предоставление субсидии на погашение кредиторской задолженности учреждения может квалифицироваться органами финансового контроля в качестве нарушения (недостатка). В зависимости от конкретных обстоятельств речь может идти:

- о некачественном планировании (некорректном определении размера субсидии на выполнение муниципального задания);

- о неэффективном расходовании бюджетных средств, выразившимся в необоснованном предоставлении подведомственным учреждениям субсидии на иные цели.

 

Обоснование вывода:

Порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 БК РФ (далее - целевая субсидия) из местных бюджетов устанавливаются местной администрацией или уполномоченными ими органами местного самоуправления (абз. 4 п. 1 ст. 78.1 БК РФ).

Из анализа сложившейся в настоящее время в различных публично-правовых образованиях практики предоставления целевых субсидий следует, что перечень затрат, которые могут финансироваться путем предоставления таких субсидий, является открытым.

Из Рекомендаций Минфина России от 22.10.2013 и Комплексных рекомендаций органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ (далее - Комплексные рекомендации) следует, что затраты, финансируемые путем предоставления субсидий на иные цели, не должны включаться в расчет при определении объема нормативных затрат, возмещение которых осуществляется путем предоставления субсидий согласно абзацу первому п. 1 ст. 78.1 БК РФ. Как правило, решение о предоставлении целевой субсидии принимается, если:

- существует необходимость в санкционировании расходов;

- расходы носят непостоянный характер;

- включение расходов в нормативные затраты исказит стоимость услуги, оказываемой в рамках задания.

Специалисты Минфина России рассматривают планирование бюджетных ассигнований на предоставление целевых субсидий при составлении бюджетов как форму оказания дополнительной финансовой поддержки государственным (муниципальным) учреждениям. Так, в Комплексных рекомендациях указано, что в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 БК РФ могут предоставляться субсидии на погашение кредиторской задолженности учреждений, несмотря на то, что субсидиарная ответственность учредителя по долгам бюджетных и автономных учреждений действующим законодательством не предусмотрена.

Полагаем, что при рассмотрении учредителем вопроса о выделении целевой субсидии должен учитываться принцип эффективного использования бюджетных средств (ст. 34 БК РФ).

На наш взгляд, в рассматриваемом случае вопрос о предоставлении субсидии должен решаться, если учреждение исчерпало внутренние резервы и без дополнительного финансового обеспечения расходов его нормальное функционирование невозможно. Под внутренними резервами понимаются средства от приносящей доход деятельности (от оказания платных услуг, работ, от реализации различного имущества и т.д.).

Вместе с тем сложившаяся ситуация требует анализа и не может рассматриваться как норма, поскольку субсидиарная ответственность учредителя в отношении бюджетных учреждений не предусмотрена. Возможно, некорректно осуществляется планирование, соответственно, объемы бюджетных ассигнований на предоставление субсидии на муниципальное задание занижены. В этом случае размер субсидии на выполнение муниципального задания должен быть пересмотрен в сторону увеличения.

Или наоборот - учреждение расходует средства неэффективно, в отношении него должны быть приняты управленческие решения, направленные на оптимизацию расходов (в том числе кадровые). В этом случае регулярное предоставление субсидии на покрытие кредиторской задолженности учреждения может рассматриваться органами финансового контроля как неэффективное расходование бюджетных средств.

В целях недопущения образования кредиторской задолженности учредителем могут приниматься различные организационные решения, например:

- включение в соглашение о предоставлении субсидии на выполнение муниципального задания условия о принятии обязательств только размере назначений, предусмотренных Планом ФХД по соответствующим направлениям расходов;

- снижение ряда расходов;

- частичный пересмотр положений об оплате труда работников подведомственных учреждений.

К сведению:

В письме Минфина России от 18.09.2012 N 02-03-11/3784 также отмечается, что в случае, если в силу специфики деятельности муниципального учреждения мероприятия, финансируемые за счет целевых субсидий, осуществляются постоянно, соответствующие им расходы могут быть отнесены к одной из групп нормативных затрат на оказание муниципальной услуги (работы) в соответствии с положениями муниципального правового акта местной администрации и включены в расчет субсидии на муниципальное задание.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

кандидат юридических наук Кузьмина Анна

Ответ прошел контроль качества

2 июля 2014 г.

Все консультации данной рубрики