Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Гражданское право
-
23.07.2014
- Каков порядок ликвидации ООО? Каковы действия работодателя по отношению к работникам этого общества в случае ликвидации ООО и в случае временного приостановления осуществления им хозяйственной деятельности?
Порядок ликвидации общества с ограниченной ответственностью
Законом установлен единый порядок ликвидации обществ с ограниченной ответственностью (далее - ООО), который состоит из нескольких этапов:
1. Ликвидация ООО в добровольном порядке начинается с принятия решения о его ликвидации. В соответствии со ст. 92 ГК РФ общество может быть ликвидировано по единогласному решению его участников. Решение общего собрания участников общества о его добровольной ликвидации принимается по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества, исполнительного органа (директора) или участника общества (ч. 2 ст. 57 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ)). При этом решение по вопросу ликвидации ООО принимается всеми участниками общества единогласно (п. 8 ст. 37, пп. 11 п. 2 ст. 33 Закона N 14-ФЗ).
Соответствующее решение должно быть документально оформлено. Одновременно с принятием решения может быть назначена ликвидационная комиссия (ликвидатор). С того момента, как назначен ликвидатор, к нему переходят все полномочия по управлению делами организации, в том числе выступление в суде от имени юридического лица (п. 3 ст. 62 ГК, ч. 3 ст. 57 Закона N 14-ФЗ).
2. Согласно п. 1 ст. 62 ГК РФ, п.п. 1, 3 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, обязан в течение трех рабочих дней с момента принятия решения о ликвидации в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица. Регистрирующий орган должен быть также уведомлен о формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора).
Государственная регистрация юридических лиц осуществляется ФНС России (ст. 2 Закона N 129-ФЗ, абзац 2 п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе (утверждено постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506)). Для этого в регистрирующий орган представляется уведомление о ликвидации юридического лица по форме N P15001, утвержденной приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ (далее - Приказ N ММВ-7-6/25@). Требования к оформлению указанного уведомления содержится в разделе IX Приложения N 20 к приказу N ММВ-7-6/25@ (далее - Требования). Уведомление удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Заявителем в этом случае выступает руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор (п. 1.2, пп. "г" п. 1.3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ).
Также о начале процедуры ликвидации в трехдневный срок необходимо уведомить органы контроля за уплатой страховых взносов (ПФР, ФСС) по месту нахождения организации (п. 3 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования").
3. Одной из основных обязанностей ликвидатора является публикация сведений о ликвидации в "Вестнике государственной регистрации" (приказ ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@). В объявлении нужно сообщить не только о самом факте ликвидации, но и о сроке, в течение которого кредиторы могут предъявить свои требования. При этом стоит помнить, что заявленный срок не может быть меньше двух месяцев с момента публикации (п. 1 ст. 63 ГК).
4. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) проводит инвентаризацию имущества и обязательств ООО. При этом она принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица (п. 1 ст. 63 ГК РФ). В ПФР и ФСС подается расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчетного периода по день представления указанного расчета включительно (ч. 15 ст. 15 Закона N 212-ФЗ).
5. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого общества, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения (п. 2 ст. 63 ГК РФ). Поскольку законодательством специальные формы ликвидационных балансов не утверждены, промежуточный ликвидационный баланс может быть составлен на основе действующей формы бухгалтерского баланса, утвержденной приказом Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н, с указанием наименования "промежуточный ликвидационный баланс" (смотрите в связи с этим письмо ФНС России от 07.08.2012 N СА-4-7/13101).
Регистрирующий орган уведомляется о составлении промежуточного ликвидационного баланса (п. 3 ст. 20 Закона N 129-ФЗ) по форме N P15001, утвержденной Приказом N ММВ-7-6/25@. При этом в пункте 2.3 раздела 2 названного уведомления проставляется знак "V", указывающий на то, что уведомление представлено в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса (п. 9.3 Требований).
6. Со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия начинает производить расчеты с кредиторами в порядке, установленном п. 4 ст. 63 и ст. 64 ГК РФ. Обращаем Ваше внимание, что порядок исполнения ликвидируемыми организациями обязанности по уплате налогов и сборов, а также зачета излишне уплаченных и взысканных налогов и сборов регулируется ст. 49 НК РФ. Налоговый период при ликвидации организации определяется в соответствии с п. 3 ст. 55 НК РФ.
Если денежных средств, имеющихся у ООО, недостаточно для погашения всех обязательств, производится реализация его имущества с публичных торгов (п. 3 ст. 63 ГК РФ). Если стоимость имущества юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно, как указано в п. 4 ст. 61 ГК РФ, может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Расчет с кредиторами производится в порядке очередности, установленной п. 1 ст. 64 ГК РФ. Причем расчеты с кредиторами первой и второй очередей могут начинаться со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, а с кредиторами третьей и четвертой очереди - по истечении месяца с момента его утверждения (п. 4 ст. 63 ГК РФ). Требования каждой последующей очереди могут быть удовлетворены только после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. Исключение составляют те лица, обязательства ООО перед которыми обеспечены залогом - они погашаются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами. Если же средств не хватает, подобные долги погашаются в составе требований кредиторов четвертой очереди.
7. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается участниками ООО (п. 5 ст. 63 ГК РФ). Ликвидационный баланс (по причине отсутствия унифицированной формы) может быть также составлен на основе действующей формы бухгалтерского баланса с указанием наименования "ликвидационный баланс" (письмо ФНС России от 07.08.2012 N СА-4-7/13101). Также ООО представляет отчетность в ПФР (ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", далее - Закон N 27-ФЗ).
8. Оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией между его участниками в следующей очередности: в первую очередь осуществляется выплата участникам общества распределенной, но невыплаченной части прибыли; во вторую очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого общества между участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале общества (ч. 1 ст. 58 Закона N 14-ФЗ).
9. После утверждения ликвидационного баланса для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган в соответствии со ст. 21 Закона N 129-ФЗ представляются следующие документы:
- заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме N P16001, утвержденной Приказом N ММВ-7-6/25@, подписанное заявителем, подлинность подписи которого удостоверяется нотариально;
- ликвидационный баланс;
- документ об уплате государственной пошлины (в настоящий момент государственная пошлина за регистрацию ликвидации юридического лица на основании пп.пп. 1, 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ составляет 800 руб.);
- документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с пп. 1-8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Закон N 27-ФЗ и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" (представление данного документа не обязательно; в случае, если он не представлен заявителем, этот документ предоставляется органом ПФР по межведомственному запросу регистрирующего органа).
После внесения записи в ЕГРЮЛ ликвидация считается завершенной, а общество - прекратившим свое существование. Предельный срок добровольной ликвидации юридического лица законодательством не установлен.
Прекращение трудовых отношений с работниками ликвидируемого ООО
Увольнение работников ООО при ликвидации организации может осуществляться на основании п. 1 части первой ст. 81 ТК РФ в порядке, предусмотренном ст. 180 ТК РФ. При увольнении работникам предоставляются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством (ст.ст. 178, 180, 127 ТК РФ).
Также отметим, что согласно п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" при принятии решения о ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров с работниками работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости не позднее, чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, и указать должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника. Если же ликвидация приведет к массовым увольнениям, то срок уведомления увеличивается до трех месяцев.
Последствия приостановления осуществления ООО хозяйственной деятельности
Гражданским законодательством не предусмотрена процедура приостановления осуществления деятельности юридическими лицами, в том числе и ООО. Поскольку ООО считается созданным с момента его государственной регистрации, а прекращает существование лишь с момента внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 49 ГК РФ, п. 3 ст. 2 Закона N 14-ФЗ), оно сохраняет полную правоспособность, обладает всеми принадлежащими ему правами и несет все возложенные на него законом и договорами обязанности, даже если фактически и не ведет хозяйственную деятельность.
Это распространяется и на права и обязанности юридического лица как работодателя в трудовых отношениях. Поэтому фактическое приостановление хозяйственной деятельности организацией не относится к числу оснований для прекращения трудовых договоров с ее сотрудниками по инициативе работодателя, которые перечислены в ст. 81 ТК РФ.
Вместе с тем, учитывая, что хозяйственная деятельность организацией не осуществляется и, следовательно, трудовые обязанности ее работниками не исполняются, имеет место простой, то есть временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера (ст. 72.1 ТК РФ).
При простое оплата труда работников осуществляется в соответствии со ст. 157 ТК РФ в зависимости от того, кто является виновным в его возникновении. Из норм указанной статьи следует, что время простоя не оплачивается только в том случае, если он произошел по вине работника. Если же простой произошел по вине работодателя, то работнику выплачивается 2/3 средней заработной платы, а если по причинам, не зависящим от работодателя и работника - 2/3 тарифной ставки (оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя.
В ситуации, когда общество приостанавливает свою деятельность, отсутствие вины работника в простое очевидно. Соответственно, ответственность за возникновение простоя в этом случае лежит на работодателе, который принял решение о таком приостановлении. Поэтому работникам время простоя должно оплачиваться в размере 2/3 средней заработной платы.
Отметим, что если общество приостанавливает свою деятельность на неопределенный срок, работодателем может быть также рассмотрен вопрос об изменении штатного расписания путем сокращения должностей сотрудников ООО.
Как уже отмечалось выше, о таком сокращении должны быть уведомлены органы службы занятости, а само сокращение производится в порядке, предусмотренном ст.ст. 179-180 ТК РФ, с предоставлением установленных законодательством гарантий и компенсаций (ст.ст. 178, 180, 127 ТК РФ) и соблюдением ограничений на увольнение по данному основанию отдельных категорий работников (ст.ст. 82, 261 ТК РФ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей
Ответ прошел контроль качества
3 июля 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним