Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

16.09.2011
ВОПРОС:
Организация применяет общую систему налогообложения, издает собственный тематический журнал. Объем размещаемой рекламы не превышает 40%. Организация как издатель имеет ежегодную подтверждаемую льготу на применение ставки НДС в размере 10%. Тираж реализуется полностью за деньги. Кроме этого, за плату размещается реклама сторонних организаций. Наряду с рекламой сторонних организаций организация размещает в собственном журнале рекламу собственных товаров и услуг. Появилось мнение об учете "сэкономленной" платы за размещение саморекламы в составе доходов. Необходимо ли разделение рекламных расходов по видам деятельности, которые осуществляет организация? Возникает ли доход от размещения на страницах собственного журнала саморекламы?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Поскольку организация размещает в журнале рекламу услуг и товаров, реализуемых ею, а не рекламу самого журнала, часть расходов, связанных с выпуском журнала, следует выделить и признать расходами на рекламу Ваших товаров и услуг. Эту часть можно определить пропорционально доле, занимаемой саморекламой в общем объеме издания.

Для обособленного отражения в бухгалтерском учете выручки и расходов по разным видам коммерческой деятельности используются субсчета соответствующих счетов: 90 "продажи", 44 "расходы на продажу" и другие.

По нашему мнению, от размещения на страницах собственного журнала саморекламы дохода не возникает.

Обоснование вывода:

В рассматриваемой ситуации можно говорить об осуществлении организацией нескольких видов предпринимательской деятельности: реализация товаров и услуг, издание журнала, а также оказание рекламных услуг сторонним организациям по размещению рекламы на страницах издаваемого журнала.

Если выручка организации от реализации по каждому из видов деятельности составляет 5% и более от общей суммы выручки организации, то такие доходы показываются в отчете о прибылях и убытках по каждому виду в отдельности (п. 18.1 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99). В этом случае в отчете показывается соответствующая каждому виду часть расходов. Причем согласно п.п. 21, 21.1 ПБУ 10/99 "Расходы организации" ПБУ 10/99" в отчете о прибылях и убытках расходы организации отражаются с подразделением на себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, коммерческие расходы, управленческие расходы и прочие расходы.

Таким образом, если выручка от реализации товаров и услуг составляет более 5% от суммы доходов, Ваша организация должна обособленно отражать в бухгалтерском учете расходы по данному виду деятельности, в том числе и коммерческие.

Поскольку организация выпускает журнал не только с целью получения доходов от его реализации и оказания рекламных услуг сторонним организациям, но и в целях осуществления собственной рекламы оказываемых услуг и реализуемых товаров, расходы, связанные с изданием журнала, необходимо распределить между деятельностью по изданию журнала, оказанию рекламных услуг и деятельностью по реализации рекламируемых товаров и услуг. Часть расходов, связанных с выпуском и распространением журнала, следует признать расходами на рекламу товаров и услуг. Эту часть можно определить пропорционально доле, занимаемой саморекламой в общем объеме издания. Например, если доля рекламы товаров и услуг, реализуемых Вашей организацией, в общем объеме журнала составляет 3%, то 3% от себестоимости журнала относится в состав коммерческих расходов, относящихся к деятельности по реализации рекламируемых товаров и услуг.

Рекламные расходы относятся к коммерческим расходам и могут признаваться в себестоимости проданных товаров и услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности (п.п. 7, 9 ПБУ 10/99). Их учет осуществляется на счете 44 "Расходы на продажу" (Инструкция по применению Плана счетов, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Для обособленного отражения в бухгалтерском учете выручки и расходов по разным видам коммерческой деятельности используются субсчета соответствующих счетов (счета 90 "Продажи", 44 "Расходы на продажу" и другие).

В бухгалтерском учете такие расходы можно отразить следующими проводками:
Дебет 44 "Расходы на продажу" субсчет "Расходы по реализации товаров и услуг" Кредит 20
"Основное производство"
- отражены расходы на размещение собственной рекламы в журнале;
Дебет 43 "Готовая продукция" Кредит 20 "Основное производство"
- отражена себестоимость готового тиража.

В целях налогообложения прибыли расходы на размещение собственной рекламы в издаваемом организацией периодическом печатном издании (зарегистрированном в качестве средства массовой информации) признаются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в сумме фактически осуществленных затрат, т.е. в полном объеме (пп. 28 п. 1, п. 4 ст. 264 НК РФ).

К сведению:

В соответствии с п. 1 ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" НК РФ.

Согласно п. 8 ст. 250 НК РФ в составе внереализационных доходов учитываются доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в статье 251 НК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 248 НК РФ "имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги)".

В Вашем случае организация не получает какое-либо имущество (имущественные права) или рекламные услуги безвозмездно от третьих лиц. Более того, организация несет расходы на публикацию журнала (собственной рекламы), а возможно даже упускает выгоду, "занимая" рекламное место, на котором могла быть размещена сторонняя реклама. Поэтому, по нашему мнению, от размещения на страницах собственного журнала саморекламы экономической выгоды, т.е. дохода, не возникает.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, советник налоговой службы II ранга Варламова Виктория

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга

Все консультации данной рубрики