Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Трудовое право

24.07.2014
ВОПРОС:
Возможно ли привлечение гражданина Украины, который не имеет разрешения на временное или постоянное проживание в РФ, к трудовой деятельности (как по трудовому, так и по гражданско-правовому договору) на территории России работодателем, не имеющим квоты на привлечение иностранной рабочей силы?
ОТВЕТ:

Правоотношения, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в РФ и осуществлением ими на территории РФ трудовой, предпринимательской и иной деятельности, регулируются Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ).

Согласно ст. 2 Закона N 115-ФЗ в зависимости от оснований нахождения на территории РФ иностранные граждане подразделяются на следующие категории:

- временно проживающие в РФ, то есть получившие разрешение на временное проживание;

- постоянно проживающие в РФ, то есть получившее вид на жительство;

- временно пребывающие в РФ - лица, прибывшие в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившие миграционную карту, но не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание.

По общему правилу граждане и организации имеют право привлекать и использовать иностранных работников как по трудовому, так и по гражданско-правовому договору на оказание услуг или выполнение работ только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранные граждане, в свою очередь, имеют право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу (п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).

Однако использовать труд иностранцев, прибывших на территорию РФ в порядке, не требующем получения визы, работодатель или заказчик вправе без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников (пп. 1 п. 4.5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ), при этом работникам необходимо иметь разрешения на работу (п. 4 ст. 13, ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ). *(1)

На основании ст. 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины (Москва, 16.01.1997) граждане Украины также въезжают, выезжают и передвигаются по территории РФ без виз.

Следовательно, для заключения трудовых или гражданско-правовых договоров с гражданами Украины работодателю не требуется получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников, однако сотрудникам нужно получить разрешения на работу.*(2)

При этом временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу. Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выдано разрешение на работу, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (п. 4.2 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).

Согласно п. 6 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции рассматривает заявление о выдаче разрешений на работу с учетом квот на выдачу таких разрешений, если данные квоты установлены Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 31.10.2013 N 977 утверждены на 2014 год квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу. Квота установлена в целом по стране. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 16.12.2013 N 739н данная квота распределена по субъектам РФ. В каждом субъекте РФ количество разрешений на работу распределено по профессиям, специальностям и квалификации. Таким образом, квота установлена и распределена без адресной привязки к конкретным работодателям. Иными словами, квота для отдельных работодателей, в принципе, не устанавливается.

В то же время обращаем Ваше внимание, что при формировании квоты учитываются заявки работодателей о потребности в иностранной рабочей силе, поданные ими в уполномоченный орган субъекта РФ (п. 1 ст. 18.1 Закона N 115-ФЗ, Правила определения органами государственной власти субъекта Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников, утвержденные приказом Минтруда от 23.01.2014 N 27н), а работодатели, чьи потребности учтены при формировании квоты, указываются в перечне, утверждаемом приказом Минтруда на соответствующий год (например, на 2014 год перечень утвержден приказом Минтруда от 15.01.2014 N 8).

Это позволяет органам ФМС отказывать в выдаче разрешений на работу "безвизовым иностранцам", представляющим для получения разрешения на работу договоры с работодателями (заказчиками), не указанными в соответствующем перечне, а также привлекать к административной ответственности работодателей, привлекающих таких иностранцев сверх установленной для них в перечне квоты или вообще без нее, и многие суды с такой позицией соглашаются (смотрите, например, решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 11.08.2010 по делу N 2-4050/2010, решение Кировского районного суда г. Ярославля от 09.08.2012 по делу N 2-3246/2012, решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 12.05.2014 по делу N 2-4157/2014, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2011 N 07АП-1548/2011).

Полагаем, что данная позиция не основана на законе: Закон N 115-ФЗ устанавливает обязанность работодателей подавать сведения о потребности в иностранной рабоче силы для целей получения впоследствии разрешения на привлечение такой силы, а поскольку "безвизовых" иностранцев работодатель, как мы выяснили выше, вправе привлекать без получения такого разрешения, то и подавать сведения о потребности работодатель, не планирующий привлекать "визовых" иностранных граждан, не обязан.

Кроме того, поскольку согласно п. 4 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ трудовой или гражданско-правовой договор представляется иностранцем при обращении за разрешением на работу только при его наличии, "безвизовый" иностранец вправе получить разрешение на работу без привязки к конкретному работодателю, а впоследствии, заключив соответствующий договор, обратиться в ФМС за продлением разрешения и внесением в него сведений о работодателе (заказчике). Правомерность данной позиции подтверждается и судебной практикой (смотрите, например, решение Фрунзенского районного суда г. Владимира от 08.07.2013 по делу N 2-1198/13).

Согласно ст. 11 ТК РФ правила, установленные трудовым законодательством РФ и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, поэтому при приеме на работу иностранного гражданина необходимо соблюдать общие правила приема на работу, установленные для граждан РФ (глава 11 ТК РФ "Заключение трудового договора").

При трудоустройстве гражданин Украины должен представить документы, указанные в ст. 65 ТК РФ, с учетом ряда особенностей:

1) документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, - паспорт или иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (ст. 10 Закона N 115-ФЗ);

2) разрешение на работу (для временно пребывающих иностранцев);

3) трудовую книжку установленного образца. В случае отсутствия у иностранного гражданина трудовой книжки установленного образца работодатель должен завести на работника новую трудовую книжку (письмо Роструда от 15.06.2005 N 908-6-1)*(3);

4) документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки. Отметим, что согласно ст. 4 Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов (Москва, 15.04.1994), сторонами которого являются Российская Федерация и Украина, каждая из Сторон признает (без легализации) дипломы, свидетельства об образовании, соответствующие документы о присвоении звания, разряда, квалификации и другие необходимые для осуществления трудовой деятельности документы. Если документ оформлен не на русском языке, работодатель вправе требовать предоставления ему нотариально удостоверенного перевода такого документа;

5) страховое свидетельство государственного пенсионного страхования. Лицо, впервые поступившее на работу, получает страховое свидетельство через работодателя (часть четвертая ст. 66 ТК РФ, ст. 1, п. 2 ст. 7 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"). На основании п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" временно пребывающие иностранцы, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года, а также временно и постоянно проживающие иностранцы подлежат обязательному пенсионному страхованию.

Поэтому при приеме на работу такие категории иностранцев также должны предъявлять страховое свидетельство государственного пенсионного страхования. При приеме на работу временно пребывающих на территории РФ иностранцев, заключивших трудовой договор на срок менее 6 месяцев, предъявлять такое свидетельство им не нужно;

6) документы воинского учета иностранные граждане при приеме на работу не представляют, так как они не являются военнообязанными лицами по законодательству РФ (п. 1 ст. 15 Закона N 115-ФЗ, ст. 1 и ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").

В отдельных случаях с учетом специфики работы ТК РФ, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов (часть вторая ст. 65 ТК РФ).

Считаем необходимым также отметить, что согласно п. 7 ст. 84 и п. 7 ст. 83 НК РФ временно пребывающий в РФ иностранный гражданин может обратиться в налоговый орган по месту своего пребывания с заявлением о постановке на учет и получении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Однако такие действия обязанностью физического лица не являются. При этом в силу п. 7 ст. 13 Закона N 115-ФЗ (норма введена в действие с 1 января 2014 года) при подаче в орган ФМС документов для оформления иностранному гражданину разрешения на работу налоговый орган самостоятельно осуществляет постановку такого гражданина на налоговый учет, о чем уведомляет самого иностранца и орган ФМС (который, соответственно, и вносит сведения об ИНН работника в выдаваемое ему разрешение на работу). Следовательно, в любом случае в рассматриваемом случае работодатель не должен осуществлять какие-либо действия по постановке работника - гражданина Украины на налоговый учет или проверять факт такой постановки.

При приеме на работу временно пребывающего иностранца организация обязана в течение трех рабочих дней с момента заключения трудового и (или) гражданско-правового договора уведомить об этом территориальный орган ФМС РФ и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ (п. 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ), в порядке, утверждённом приказом Федеральной миграционной службы от 28.06.2010 N 147.

Помимо этого, работодатель или заказчик работ (услуг), заключивший с иностранным работником в РФ новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязан:

- уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику (пп. 4 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ). Примерная форма уведомления о привлечении и использовании иностранной рабочей силы рекомендована письмом ФНС России от 24.08.2007 N ГИ-6-04/676;

- направлять в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган информацию о нарушении иностранным работником условий трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), а также о досрочном расторжении таких договоров (пп. 7 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ);

- направлять в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган и территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами безопасности, информацию о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания (пп. 8 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ).

Кроме того, юридическое лицо или предприниматель, у которого иностранный гражданин фактически работает, обязаны представить уведомление о его прибытии в место пребывания в орган миграционного учета (п. 7 ч. 1 ст. 2, ст. 22 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9). Форма уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания утверждена приказом ФМС России от 23.09.2010 N 287.

Также определенные особенности приема на работу установлены для отдельных категорий иностранных граждан, перечисленных в п. 4 ст. 13, ст. 13.2-13.5 Закона N 115-ФЗ.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Мазухина Анна

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Воронова Елена

11 июля 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

 


*(1) Порядок предоставления разрешений на работу иностранным гражданам регулируется Административным регламентом, утвержденным приказом ФМС, Минздравсоцразвития РФ, Минтранса РФ и Государственного комитета РФ по рыболовству от 11.01.2008 N 1/4/1/2.

*(2) Проект федерального закона N 556196-6, предусматривающий право граждан Украины до получения ими статуса беженца на территории РФ и (или) получения ими гражданства Российской Федерации осуществлять трудовую деятельность на территории России без получения разрешения на работу, статуса федерального закона пока еще не приобрел.

*(3) В настоящее время на территории России выдается трудовая книжка, форма которой утверждена постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 "О трудовых книжках" (далее - Постановление N 225). Кроме этого, согласно п. 2 Постановления N 225 действительны и обмену на новые не подлежат имеющиеся у работников трудовые книжки ранее установленного образца, то есть выданные по форме, утвержденной постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.09.1973 N 656 "О трудовых книжках рабочих и служащих". Соответственно, если иностранный гражданин предоставляет трудовую книжку, выданную по одной из форм, утвержденных указанными нормативными актами, заводить новую нет необходимости.

Все консультации данной рубрики